Афазия моторная: симптомы и причины возникновения патологии

Афазия

Афазия моторная: симптомы и причины возникновения патологии

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь.

Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции.

При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга: энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача – преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции

Афазия моторная: симптомы и причины возникновения патологии

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение ых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий.

Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит).

Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов.

За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой.

Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная.

При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору.

Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная)Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывистоРечь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация)Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматикаСинтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звукиПациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушеноДефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства.

После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно.

Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы.

Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента.

Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речиМетодика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/motornaya-afaziya-prichiny-simptomy-i-lechenie/

Афазия моторная – что это, как лечить

Афазия моторная: симптомы и причины возникновения патологии

Афазия моторная – это патология, при которой у человека наблюдается трудность с произношением слов, при этом сохраняется возможность понимать других людей.

Болезнь возникает из-за повреждения премоторной области церебральной коры. В основу клинической картины входит затруднение перехода между артикуляционными позициями, а также повторы слов и расстройство письменной речи. Диагноз можно поставить после проведения ряда обследования в больничных условиях.

При этом пациенту важно максимально быстро начать лечение, чтобы была возможность улучшить самочувствие. Обязательно будет выполняться логопедическая коррекция вместе с медикаментозной терапией.

Причины

При моторной афазии такие органы, как язык, губы, зубы сохраняют свою функциональность. Нарушается только центральное управление перечисленными частями тела.

Афазия моторная часто выступает симптомом других заболеваний, поэтому важно сразу понять, из-за чего она появилась у человека. Состояние гражданина может быть различной степени тяжести.

Пациент может испытывать трудности с проговариванием отдельных фраз. В тяжёлых ситуациях наблюдается полное отсутствие внятной речи.

Стоит отметить, что при моторной афазии человеку становится значительно сложнее общаться с другими людьми. Из-за этого может нарушиться психическое состояние, так как пациент может понимать окружающих, но при этом не способен полноценно поддерживать коммуникацию. Нередко вместе с моторной афазией возникает аграфия – патология письма.

Как уже говорилось, возникновение моторной афазии напрямую связано с болезнями, которые присутствуют в организме. По этой причине важно точно узнать, что именно привело к развитию нарушения речевой функции. Человек может ознакомиться с распространёнными причинами.

При этом только врач сможет однозначно сказать, с чем в конкретной ситуации приходится иметь дело.

Провоцирующие факторы

  • Проблемы с мозговым кровотоком. Это может быть как острое, так и хроническое нарушение кровообращения. К нему могут привести атеросклероз, тромбоэмболия, а также спазм. Из-за проблем с кровотоком может возникнуть гипоксия церебральных тканей, связанных с речевым центром. Следует отметить, что при геморрагическом инсульте в области прецентральной извилины может возникнуть сдавление коры зоны Брока.
  • Черепно-мозговые травмы. Из-за них нередко происходит разрешение участка коры, которое возникает непосредственно в момент ушиба или перелома. Также может появиться нарушение речи из-за того, что у черепно-мозговой травмы появится осложнение, такое как кровоизлияние или гематома. В этом случае произойдёт отёк и компрессия церебральных структур, отвечающих за речь.
  • Эпилепсия. Наличие эпилептогенного очага возле центра Брока может привести к дисфункциональному изменению. Из-за нетипичной биоэлектрической активности способны возникать сбои в работе самого центра и его нервных путей, которые связывают область с другими структурами. Как итог, у человека может развиться афазия моторная, значительно ухудшающая качество жизни.
  • Дегенеративные процессы в организме. К ним можно отнести рассеянный склероз, а также РЭМ. В этом случае происходит демиелинизация нервных волокон. Отсутствие миелиновой оболочки приводит к нарушению в работе афферентных и эфферентных связей речевого центра.
  • Новообразования в головном мозге. Злокачественные опухоли способны прорастать и разрушать ткани, что приводит к значительному нарушению в состоянии организма. Если у человека наблюдается доброкачественное новообразование, тогда оно по мере роста сдавливает участки головного мозга. Компрессия речевого центра может возникнуть в том случае, если опухоль располагается над церебральными оболочками.
  • Инфекционные и воспалительные патологии. К ним относится энцефалит, абсцесс и менингоэнцефалит. При этом воспалительный процесс локализуется в центре Брока и приводит к его дисфункции. При медленных инфекциях центральной нервной системы у человека активируется воспаление после многолетнего неактивного периода.

Как можно понять, существует немало причин, приводящих к афазии моторной. При этом самостоятельно невозможно определить, с какой именно болезнью приходится иметь дело в конкретной ситуации.

Важно пройти диагностику, чтобы можно было точно понять, чем спровоцировано нарушение речи. Для этого понадобится обратиться к врачу и подробно рассказать об особенностях своего состояния и о тревожащих симптомах.

Симптоматика

Эфферентная моторная афазия может появиться после перенесённых болезней и при наличии патологического процесса в организме. Распознать её можно в той ситуации, если обращать внимания на характерные признаки болезни. Заподозрить патологию можно в той ситуации, если у пациента присутствует ряд признаков, указывающих на наличие афазии моторной.

Характерные симптомы:

  • Пациент путает звонкие и глухие согласные, при этом он переставляет в словах звуки, из-за чего речь становится непонятной.
  • Пациент понимает то, что ему говорят, и пытается дать ответ. При этом слова в предложении находятся не на своих местах, из-за чего вся фраза утрачивает смысл. Человек это слышит и понимает, что сказал не то, что хотел. При этом он не может самостоятельно исправить свои ошибки. Как итог, он начинает страдать из-за возникшей проблемы с коммуникацией.
  • Если у человека появляется афазия Брока, тогда можно предположить, что был инсульт. Из-за него был повреждён участок, который находится возле лобной доли левого полушария. В такой ситуации человек будет говорить отдельными словами, при этом он делает продолжительную паузу между ними. Перерывы присутствуют даже между слогами, потому как человеку тяжело переключаться с одного звука на другой. Помимо этого, пациент начинает читать и писать с грубыми ошибками. Он называет слова, которые противоположны по значению тому, что хотелось сказать. Сама речь становится неразборчивой, поэтому окружающим людям тяжело её понимать.
  • Фразы, которые произносит пациент, являются короткими. Преимущественно они состоят из существительных и глаголов, между которыми больной постоянно делает паузы. Часто бывает такое, что пациент может повторять долгое время один слог или звук. Делает он это для того, чтобы вложить в него смысл.
  • Пациент может часто плакать при разговоре, и подобное объясняется тем, что человек неспособен донести до окружающих свою мысль.

При наличии характерных симптомов может быть заподозрена моторная афазия. При этом человек не сможет самостоятельно поставить диагноз, для этого обязательно нужно пройти ряд обследований. Только после них удастся однозначно понять, с чем именно приходится иметь дело.

Методы диагностики

Если у пациента подозревается афферентная моторная афазия или иное аналогичное заболевание, тогда он будет направлен врачом на диагностику. Важно будет установить конкретный тип речевого расстройства, определить его характер и величину поражения мозговых тканей. Для этого понадобятся конкретные исследования, при помощи которых можно точно понять, с чем именно приходится иметь дело.

Методы диагностики:

  • Консультация логопеда. Врач обнаружит расстройства со стороны речи, которые укажут на моторную афазию. Специалисту удастся определить, что имеются затруднения в переключении между артикуляционными позами. Человек может постоянно повторять один и тот же слог, пытаться с помощью эмоций и отдельных звуков выразить мысль. При диагностике письменной речи могут быть найдены дислексия и дисграфия вторичного характера.
  • МРТ головного мозга. Данное исследование является информативным и при этом безопасным для пациента. С его помощью удастся понять, что именно нарушило естественную работу головного мозга. Это может быть киста, гематома или абсцесс. Также на снимках получится выявить зоны инсульта, воспалительные и демиелинизирующие процессы.
  • Консультация у невролога. Удастся выявить наличие дисфункции лицевого нерва, а также присутствие центрального гемипареза. Благодаря полученным сведениям можно понять, что очаг поражения находится в левом полушарии, непосредственно в области моторной коры.
  • Исследование церебральной гемодинамики. С его помощью можно оценить характер и степень нарушения мозгового кровотока. Будет выполняться дуплексное сканирование, УЗДГ церебральных сосудов, а также МРТ в режиме ангиографии.
  • Анализ спинальной жидкости. Ликвор получают при помощи люмбальной пункции. Обследование проводится для того, чтобы можно было выявить инфекционный и воспалительный процесс. При помощи анализа можно определить тип возбудителя, который привёл к появлению инфекции.

Афазия моторная требует своевременного лечения, потому как без него болезнь будет прогрессировать. Человеку не следует ждать, пока здоровье самостоятельно восстановится.

При моторной афазии в обязательном порядке нужно обращаться к врачу и чётко следовать его рекомендациям. В иной ситуации поражение головного мозга может усугубиться, что приведёт к значительному ухудшению ситуации.

Способы лечения

Афферентная моторная афазия требует комплексного лечения. Оно будет проходить исключительно под контролем врача.

При этом важно будет подобрать схему для конкретного человека, чтобы можно было значительно улучшить состояние здоровья. В первую очередь нужно бороться с болезнью, которая привела к моторной афазии.

Допустим, если это был инсульт, тогда нужно будет восстановить естественное кровообращение или устранить последствия кровоизлияния.

Когда в головном мозге имеется опухоль, может потребоваться оперативное вмешательство.

При этом человеку при моторной афазии в обязательном порядке назначат медикаменты, которые восстановят функции центра Брока. С их помощью можно будет улучшить метаболизм нейронов, отвечающих за речевой аппарат.

Могут потребоваться нейропротекторы, вазоактивные препараты, витамины, а также ноотропы. При этом пациент будет нуждаться в психотерапевтической поддержке, потому как он находится в сложном состоянии.

Для восстановления речевой функции при моторной афазии будут назначены логопедические занятия. На них будет проводиться коррекция речи, при этом человеку придётся преодолевать различные трудности.

Непосредственно нужно будет учиться переключать артикуляционные позы, предупреждать аграмматизмы и восстанавливать звуко-буквенный анализ.

Реабилитация будет проводиться в несколько этапов, при этом схема подбирается в зависимости от степени речевого дефекта.

Афазия может быть: сенсорномоторной, семантической, общей, тотальной и еще много других видов. Это заболевание может возникнуть даже у детей. Не оставляйте симптомы без внимания, обращайтесь к врачу.

При моторной афазии у человека будут все шансы восстановить речь, если тщательно пройти лечение.

Важно понимать, что реабилитация может занять не один месяц, некоторым людям для устранения дефектов требуется несколько лет.

Конкретный прогноз моторной афазии смогут сделать только врачи, ориентируясь на состояние пациента. При этом учитываться будет возраст человека, первопричина заболевания, а также качество лечения.

Афазия моторная: симптомы и причины возникновения патологии Ссылка на основную публикацию

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/afaziya-motornaya.html

Моторная афазия – причины, признаки, коррекция

Афазия моторная: симптомы и причины возникновения патологии

Моторная афазия — системное расстройство речи. Оно возникает на фоне локального поражения левого полушария или подкорки. Частая причина такой патологии — опухоль или травма головного мозга. Лечение заболевания зависит от вида моторной афазии, степени поражения и возраста пациента.

Виды моторной афазии

Выделяется несколько типов моторной афазии. Такое отклонение может быть эфферентным, афферентным и динамическим. Каждый из них имеет свои причины возникновения и особенности течения патологического процесса.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия — кинестетическое расстройство уже сформированной речи. Оно возникает на фоне поражения артикуляторной области постцентральной извилины.

Причины афферентной моторной афазии

Патологический процесс может иметь токсический, ишемический, воспалительный и посттравматический характер. Основные причины развития афферентной моторной афазии:

  1. Инсульт. Это одна из самых частых причин развития речевой дисфункции. Во время ишемического инсульта наблюдается гибель нейронов в пораженной области. Основная причина — нарушение нормального кровообращения, которое приводит к спазму питающей церебральной артерии. При геморрагическом типе инсульта наблюдается излияние крови и сдавливание тканей.
  2. Черепно-мозговые травмы. Ушиб головного мозга приводит к травмированию нейронов, которые необходимы для нормального восприятия афферентной информации от артикулярных органов. В результате формируется внутримозговая гематома, увеличивается посттравматический отек и сдавливаются нейроны.
  3. Опухолевый процесс в мозгу. Астроцитомы, глиомы и медуллобластомы в теменной зоне становятся причиной разрушения нейронов. По мере роста внутримозговой опухоли речевые нарушения будут становиться более выраженными.

Афферентная моторная афазия может возникать на фоне болезни Альцгеймера, болезни Пика и лейкодистрофии. При этих патологических процессах наблюдаются атрофические изменения в коре. Речевая дисфункция такого типа может наблюдаться при прогрессирующей деменции.

Симптомы афферентной моторной афазии

Пациент с афферентной моторной афазией имеет проблемы со звукопроизношением. Возможна частичная или полная их замена. В особо запущенных случаях пациент не могут произнести ни единого членораздельного звука.

При легкой патологии наблюдается замена звуков близкими артикуляциями. Часто возникают проблемы со чтением и письмом, так как больной не может проговаривать слова через себя. При афферентной моторной афазии больному становится проблематично облизать или надуть губы. Формируются литеральные парафазии.

Лечение афферентной моторной афазии

Изначально врач должен установить причину патологического процесса. Для устранения инфекционно-воспалительных процессов используется антибактериальные и противовирусные лекарственные препараты. В случае инсульта показано дифференцированное сосудистой лечение.

При травматических или опухолевых процессах необходимо обследование у нейрохирурга. При необходимости проводится нейрохирургическая терапия. Устранение афазии начинается на раннем восстановительном периоде. Оно предполагает проведение логопедических занятий и прием медикаментов.

Виды растормаживающих упражнений:

  • повторение стихов;
  • проговаривание фраз;
  • сопряженное и отраженное произнесение автоматизированных рядов.

Все занятия проводятся с мимическим сопровождением со стороны учителя. Он садится напротив пациента и в утрированном виде демонстрирует постановку губ, языка и щек.

Цель медикаментозного лечения — нормализация кровообращения и метаболических процессов в пораженных участков. Назначается прием ноотропных, вазоактивных и нейтопротекторынз лекарства. При необходимости проводится психотерапия или беседы с психологом.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает на фоне повреждения премоторной зоны церебральной коры. При такой отклонении наблюдается диспросодия и проблемы с переходом между артикуляционными позами.

Причины эфферентной моторной афазии

Распространенная причина эфферентной моторной афазии — нарушение мозгового кровообращение. Оно может быть как острым, так и хроническим. Такое состояние наблюдается при атеросклерозе, тромбоэмболии и спазме. Отклонения наблюдаются в передней ветви средней мозговой артерии.

Заболевания, провоцирующие развитие эфферентной моторной афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоль;
  • эпилепсия;
  • дегенеративные процессы.

К числу инфекционно-воспалительных патологических процессов относится абсцесс головного мозга, энцефалит. Опасность медленных инфекций центральной нервной системы заключается в длительном латентном периоде.

Злокачественные новообразования прорастают в ткани, доброкачественные — сдавливают их по мере своего роста. Под дегенеративными процессами чаще всего подразумевается рассеянный склероз, при котором наблюдаются демиелинизация нервных волокон.

Симптомы эфферентной моторной афазии

При эфферентной моторной афазии возникают персеверации и частые повторы слов. Наблюдаются следующие симптомы:

  • дефекты переключения;
  • проблемы с интонацией и ударениями;
  • нарушение конструкции фраз;
  • преобладание глаголов в инфинитиве и существительных в именительном падеже;
  • длительные паузы.

В запущенных случаях пациент не может слить в один слог сразу гласный и согласный звук. Он частично понимает речь и наличие своего дефекта.

Лечение эфферентной моторной афазии

Изначально проводится лечение причиной патологии. Коррекция самого речевого отклонения проводится на стадии реабилитации. Назначаются логопедические занятия. Они помогут восстановить звуко-буквенный анализ, а также устранить трудности артикуляционного переключения. Длительность такого лечения зависит от тяжести состояния пациента.

Прием медикаментов необходим для улучшения метаболизма нейронов. Назначается комбинированное лечение. Рекомендуется прием следующих групп препаратов:

  • нейропротекторы;
  • витамины;
  • ноотропы;
  • вазоактивные лекарства.

Большое значение имеет психологическая помощь и поддержка пациента во время проведения терапии. В некоторых случаях требуются консультации психотерапевта.

Профилактика аффертной и эффертной моторной афазии

Специальных профилактических мер для предупреждения развития афазии нет. В первую очередь необходимо устранить все возможные факторы риска. Профилактика заключается в следующих аспектах:

  • правильное и сбалансированное питание;
  • здоровый и активный образ жизни;
  • отказ от временных привычек;
  • своевременное лечение заболеваний.

В профилактических целях рекомендуется проходить обследования сердечно-сосудистой системы. Особенно осторожными нужно быть пациентам с артериальной гипертензией.

Динамическая моторная афазия

Динамическая афазия заключается в нарушении или отсутствии уже сформировавшейся речи на фоне невозможности формирования внутренней речи. Такое отклонение возникает при поражении префронтальной области левого полушария у правшей, и наоборот у левшей. При динамической форме возникают нарушения не только устной, но и письменной речи.

Причины динамической афазии

Существует большое количество факторов риска риска, которые могут спровоцировать развитие такого патологического состояния. Основные из них:

  • генетическая предрасположенность;
  • артериальная гипертензия;
  • травмы или оперативные вмешательства на головном мозге;
  • пожилой возраст;
  • атеросклероз;
  • ревматические поражения сердца.

Частая причина динамической афазии — сосудистые заболевания головного мозга. Заболевание также наблюдается на основе хронических заболеваний нервной системы.

Симптомы динамической афазии

При динамической афазии пациенту становится трудно формировать активные высказывания. Он перестает задавать вопросы и не обращается с просьбами. Стимуляция речевой активности постоянно происходит извне. В особо запущенных случаях активная речь полностью отсутствует.

Иногда наблюдается автоматические повторение высказываний или движений собеседника. Артикуляция некоторых звуков сохраняется. Часто пациенты общаются односложно, а если ответ более развернут, то он будет носить стереотипный характер.

Лечение динамической афазии

Для устранения симптомов динамической афазии назначается проведение комплексного лечения. Оно заключается в приеме медикаментов, физиотерапевтической воздействии, работы с логопедом и психологом.

Чем раньше будет начата восстановительная терапия, тем эффективнее она будет. Назначаем следующих групп препаратов:

  • витамины;
  • антиоксиданты;
  • ноотропы;
  • церебропротекторы.

Логопед составляет индивидуальный план лечения. Длительность терапии зависит от запущенности патологического состояния. В среднем необходимо около 3 лет. Корректируется не только коммуникативная функция, но и самоконтроль за ней. Пациент должен осознавать свои грамматические ошибки и пытаться их исправить.

Нейропсихическое лечение заключается в улучшение психологического состояния, снижении количества ошибок и заторможенности речи.

Моторная афазия — дисфункция речи. Лечение зависит от типа патологического процесса и причины, что его спровоцировала. Своевременная терапия позволяет избежать осложнений.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/motornaya-afaziya

Врач-Невролог
Добавить комментарий