Афазия: разновидности патологии и варианты лечения

Внезапное нарушение речи или афазия

Афазия: разновидности патологии и варианты лечения

Афазия – это полное или частичное расстройство речи, возникшее по разным причинам. Диагностикой отклонения занимаются неврологи, психологи и логопеды. Заболевание может возникать у взрослых и детей. Классификация афазий осуществляется по этиологическому фактору и неврологической симптоматике. От этого зависит течение патологии, прогноз и терапия.

Причина патологии заключается в образовании патологических зон в участках головного мозга, отвечающих за формирование речи. К характерным признакам афазии относят нарушение произношения звуков, скудный словарный запас, проблемы с грамматикой, тяжелое восприятие устной речи и письма. Кроме того, страдает двигательная активность и психологическая сторона личности пациента.

Причины развития

Этиология афазии связана с нарушением процессов в речевых центрах коры головного мозга, причем возникают они после полного ее формирования. На первом месте в патогенезе развития этой патологии находится инсульт. И геморрагический, и ишемический связаны с нарушениями кровообращения в сосудах. Может возникать моторная или сенсорная форма афазии, или комбинированный вариант.

На втором месте стоят органические процессы в головном мозге – ЧМТ, энцефалит, менингит, абсцесс, опухоль, перенесенные нейрохирургические вмешательства. Также принимают во внимание при диагностике болезни центральной нервной системы с хроническим течением: болезнь Альцгеймера, Пика, «коровье бешенство».

Относительным образом влияют на внезапное нарушение речи и другие факторы:

  • патогенетическая предрасположенность;
  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • гипертоническая болезнь;
  • отравление токсинами;
  • хронические соматические дисфункции;
  • ревматизм сердца;
  • ишемия миокарда.

Риск развития афазии повышается в преклонном возрасте и обусловлен физиологическими процессами. Тяжесть протекания болезни, динамика зависят от локализации поражения и размеров очагов, причины, ее вызвавшей. Так, более медленным развитием отличается афазия при опухолях головного мозга, а острая церебральная недостаточность кровообращения вызывает нарушение мгновенно.

Классификация форм

Формы афазии отличаются различными анатомическими, психологическими и лингвистическими характеристиками. Также различают моновиды и смешанные типы нарушения.

Классификация афазий по Лурия занимает ведущее место в медицине на текущий период времени. А. Р. Лурия является основоположником нейрогенной психологии в России.

Согласно классификации, выделяют такие виды расстройств речи: моторный, эфферентный, афферентный, акустико-гностический (мнестический, семантический, мнемический) и динамический.

Таблица с характеристиками патологии по основным видам

Наименование расстройстваЛокализацияСимптомы
Эфферентная моторная афазияЗона БрокаНарушение артикуляции. Больной произносит отдельные звуки, но не соединяет их в слова. При тяжелом течении болезни он общается с помощью жестов и мимики
Афферентная моторная афазияНижний отдел постцентральной извилиныЗатруднение произношения звуков
Сенсорная афазия (акустико-гностическая)Задняя треть верхней височной извилины, или зона ВерникеПациенты не способны различать звуки между собой, ухудшение восприятия речи в связи с отклонениями от нормы в процессах анализа и синтеза информации. Не могут произнести сложные слова, речь путанная. Теряют способность чтения вслух и письма, говорят на «своем» языке
Амнестико-семантическая афазияПереднетеменной или задневисочный отделУхудшение памяти и, как следствие, сбой в характеристиках предметов, совершении действий
Динамическая афазияПрефронтальная областьНевозможность правильно высказаться, проблемы с реализацией речи. Пациент общается с помощью обрывков фраз и отдельных слов. В предложениях слова не склоняет по падежам
Амнестическая афазияТеменно-височная областьБольной не помнит названия предметов из привычного обихода. Не понимает значения фраз с переносным смыслом. Например, «золотые руки» воспринимается буквально. Могут разговаривать глаголами
СемантическаяТеменная доляПациент поддерживает диалог, выполняет просьбы, но теряется во времени и пространстве. Не понимает смысл предлогов в глаголах, они для него равнозначны. Не в состоянии осмыслить значение пословицы, слов с переносным смыслом

Описание смешанных форм патологии совпадает с их симптомами в отдельности. Для любого типа отклонения характерно нарушение речи.

Симптомы

Общими признаками болезни являются паузы между фразами, снижение звука голоса. Такой стиль общения еще может называться «телеграфным». Нарушается письмо, чтение. Отмечаются пропуски букв, их замена, коверканье слов.

Афферентная, эфферентная и динамическая форма имеют общий признак – больной не может активно устно высказываться. Поэтому их еще называют моторными нарушениями. Пациент с афферентной формой афазии не в состоянии разговаривать, он может выдавать произвольные звуки, но повторить по просьбе не сумеет.

Такому больному непонятны обычные артикуляционные движения: открывание рта, высовывание языка и другие жесты.

Импрессивными отклонениями считаются акустико-гностическая и семантическая афазия, она выражается в невосприятии человеком устной речи. Для этого вида характерно отсутствие способности называть отдельные предметы.

Амнестико-семантическая форма чаще диагностируется в пожилом возрасте и выражается не только в непонимании прочитанного текста.

Эти люди не воспринимают сложные обороты речи, не могут осмыслить значение пословиц, метафор.

Для сенсорной формы характерны нарушения восприятия информации при отсутствии органического поражения органа слуха. Кроме того, пациент не контролирует собственный словесный поток. У больных с акустико-гностическим типом афазии возникают проблемы при занятиях с логопедом из-за неспособности запомнить связку из 3-4 слов.

При сенсомоторной патологии больной не различает речевые звуки, поэтому не воспринимает и письмо – это тотальная форма. Для каждого вида афазии характерны определенные симптомы, в этом их отличие. Но при любой форме расстройства обязательно наблюдается нарушение речевой функции.

По статистике, всего 1% детей имеет такое речевое расстройство. Чаще у них регистрируют сенсорный тип патологии, симптомы одинаковы со взрослыми пациентами. Явным признаком считается то, что дети мало говорят, а сама речь короткая и неэмоциональная.

Дети могут быть чрезмерно суетливыми или, наоборот, безразличны к происходящему вокруг. Им свойственна быстрая утомляемость, они не могут долго сосредоточиться на конкретном событии. Причинами развития подобного отклонения являются родовые травмы и опухоли мозга.

Лечение практически одинаковое со взрослыми, но более длительное.

Прогноз при детской афазии зависит от объема поражения ткани мозга и давности заболевания. Задача терапии замедлить прогрессирование болезни, помочь адаптироваться в социуме. Комплексный и грамотный подход позволяет добиться улучшения у детей и восстановить нейронные связи в коре.

Диагностика заболевания

Перед постановкой диагноза пациенту назначат полное обследование после визуального осмотра невролога и психолога. Для выявления причины речевой афазии применяют инструментальные методы исследования: КТ и МРТ головного мозга, ультразвуковую диагностику сосудов шеи и головы, при наличии эпилептического приступа в анамнезе − ЭЭГ. Может потребоваться люмбальная пункция.

Логопед выявляет характер нарушений речи, в неврологии оценивают такие характеристики, как праксис, слухоречевую память, интеллект, зрительный гнозис. Важным этапом диагностики является проведение дифференциации с алалией, дизартрией и тугоухостью.

Терапия речевого расстройства

Медикаментозная схема лечения зависит от этиологии отклонения. Только после устранения причины афазии начинают коррекционную реабилитацию больного.

Положительное влияние на восстановление речи оказывает физиотерапия, массаж. В процессе сеансов отмечается расслабление мускулатуры органов речи, устранение спазма губ, улучшение притока крови.

Таким образом происходит общее оздоровление организма, улучшение психоэмоционального состояния.

Логопед составляет комплекс упражнений, основываясь на типе отклонения. Чтобы не допустить фиксации речевой патологии, реабилитацию необходимо начинать как можно раньше после ее выявления. Курс лечения может длиться 2-4 года.

Прогноз полного восстановления речи зависит не только от своевременного обращения к врачу. Имеет значение общее состояние здоровья пострадавшего, его возраст (взрослый или ребенок), механизм возникновения и локализация очага.

Лечение начинают с восстановления способности человека произносить звуки, затем слова и фразы. Классификация по симптоматике предназначена, чтобы обуславливать состав комплексной терапии. Для облегчения понимания может потребоваться использование наглядности, больного просят отвечать жестом на вопросы, выполнять простые задания и показывать на картинках предметы.

Чтобы восстановить слухоречевой вид памяти при мнестической афазии, работают над зрительным восприятием, отрабатывают чтение и навыки письма. Моторная форма лечится обучением различия между предлогами, наречиями. Вспоминают значение антонимов и синонимов.

Для этого просят придумать с их использованием предложения. Также разбирают значение слов, использованных в переносном смысле. Коррекция семантической патологии заключается в обучении сложным и развернутым предложениям, ориентации во времени и пространстве.

Обратите внимание! Задание нужно давать больному афазией спокойным голосом, четко, громко. Чтобы он его понял, речь должна быть максимально простой.

На лечение лучше реагируют дети и молодые люди. В молодом возрасте реабилитация проходит более успешно и быстро, чем у пожилых людей. При обширных очагах поражения в головном мозге может оставаться стойкий дефект речи, который не поддается коррекции.

Профилактические меры

Чтобы вовремя предотвратить расстройства речи, при нарушениях кровотока в церебральных сосудах необходимо обратиться за медицинской помощью. В любом возрасте необходимо беречься от черепно-мозговых травм, нейроинфекций.

Для нормализации кровоснабжения тканей показано соблюдение здорового образа жизни, умеренная физическая активность.

В случае наличия факторов риска ребенка с детских лет нужно показывать неврологу для получения консультативной помощи и наблюдения.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/afaziya-vidy-prichiny-i-lechenie/

Афазия: что это

Афазия: разновидности патологии и варианты лечения

Афазия – это незначительное или абсолютное нарушениеречи, которое возникает при поражении коры мозга головы. Патологии подвержена именно та часть, которая несёт ответственность за понимание и произношение фраз.

Болезнь способна поразить взрослых людей и детей, у которых уже сформировались навыки речи. Сразу после речевых расстройств пациент может начать страдать от проблем с двигательными и сенсорными процессами.

Из-за этого происходит нарушения психического состояния и изменение личности. Если у пациента диагностирована афазия, это означает, что потребуется незамедлительно начать лечение патологии.

Афферентная афазия

При подобной форме патологии пациент не может проговорить почти ни единого слова. Если наблюдается тяжёлая или тотальная разновидность, тогда пациент не сумеет произносить даже звуки. Он разве что способен непроизвольно проговаривать что-либо. При этом, если его попросить повторить то или иное слово, пациент ничего не сделает.

Проблема заключается в том, что пациент не понимает, как ему сомкнуть или разомкнуть рот, а также, куда поместить язык. Следовательно, он попросту не может понять, что от него требуется для произношения конкретного слова.

При афферентной афазии наблюдается разрыв связи между артикуляционным аппаратом человека, а также звуковым изъяснением.

Если у человека имеется возможность произносить определённые звуки, тогда он нередко может путать их с теми, что похожи по произношению.

К примеру, вместо «б» будет произносить «п».

Пациенты страдают из-за того, что они не могут записывать буквы в правильном порядке. Особенно подобное часто наблюдается у левшей, которых учили писать правой рукой. Подобные люди могут пропускать только согласные или исключительно гласные в словах.

Болезнь приводит к тому, что человек не способен проявлять свои артикуляционные возможности. При этом пациенты часто не могут сложить язык трубочкой, а также начать им цокать. Им сложно управлять своим речевым аппаратом, из-за этого наблюдается расстройство речи.

Эфферентная форма

Эфферентная моторная афазия объясняется расстройствами в той области мозговой коры, которая несёт ответственность за программирование речи, когда один звук плавно переходит в иной, благодаря чему формируются конкретные слова. Эта мозговая область называется зоной Брока. По этой причине данную разновидность патологии именуют афазией Брока.

В подобной ситуации пациент по просьбе или личному желанию способен произнести определённые звуки. При этом объединить звуки в слова, переключиться с одного слога на иной, чтобы вышло произнести внятное слово, пациенты не умеют.

В крайнем случае, данные речевые манипуляции даются им с большой тяжестью. При сложных формах патологии человек начинает вести беседу с помощью жестов, мимики.

Он может использовать слово-эмбол. При этом пациент способен произнести одно какое-то слово, которое он проговаривает в любой ситуации, а также при всех просьбах или обращениях к нему.

При более слабой форме эфферентной афазии манера разговора пациента становится слишком простой и скудной. Пациент не применяет предлоги, не способен склонять слова по падежам. Часто данный тип афазии характеризуется перемешивание слогов и букв в речи пациента. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека прочитать текст вслух.

Акустико-гностическая афазия

То ещё один вид афазии, который встречается у людей достаточно часто. Она появляется в том случае, когда поражается верхняя часть мозговой коры в височной зоне. Эта часть называется областью Вернике.

Она несёт ответственность за понимание человеком речи на слух, а также за восприятие слов. Если пациент страдает данной формой расстройства, тогда у него нарушается фонематический анализ устных слов.

Пациент может только частично понимать ту речь, с которой к нему обратились.

Стоит отметить, что в данной ситуации физиологический слух не нарушен. При этом люди обладают способностью складывать слоги в конкретные слова, а затем их произносить. Пациентам легко проговаривать то, что им знакомо и легко даётся. При этом устно не могут воспроизводить сложные и новые понятия.

При данной форме заболевания у человека речь становится спутанной и простой по строению.

Учитывая тот факт, что структура предложения нарушена, окружающим крайне сложно воспринимать то, что им пытается сказать пациент.

Достаточно часто подобные люди разговаривают эмоционально и быстро.

При этом вся их речь не является связной. Иногда можно решить, что человек общается на своём языке, которые прекрасно понимает.

При этом окружающие не знают, что да них пытается донести больной. Люди с данной формой заболевания не могут самостоятельно записывать слова, а также читать вслух предложения. Пациент нередко даже не догадывается, что с ним что-то не так. Он не осознаёт, что делает ошибки пи разговоре, а также в буквах.

Семантическая афазия

Данная разновидность патологии встречается при поражении нижней теменной зоны полушария. Семантическая афазия отличается невозможностью пациента сопоставлять время и пространство.

Подобные граждане отлично понимают разговор других людей, хорошо и правильно выражаются, могут исполнять лёгкие просьбы. Афазия семантической формы вызывает расстройство в понимании логических связей в разговорных конструкциях. Людям непонятен смысл предлогов, которые отвечают за определение местоположения. Слова «лететь», «прилететь», «улететь» для них означают одно и то же.

Помимо этого, больным людям тяжело усваиватьпонятия принадлежности, например, «мамин сын» и «сынова мама». Гражданам с семантической афазией непонятно, что некоторые вещи могут говориться в переносном смысле.

Также для них тяжело разъяснить поговорки и пословицы. При афазии подобного типа люди могут читать текст, а вот пересказать своими словами то, что прочитали, не могут.

Динамическая

Динамическая афазия – форма, при которой поражается область головного мозга, которая находится рядом с областью Брока. Это средние и передние отделы нижней лобной извилины. При подобной форме патологии речевая активность пациента понижена. Нередко может показаться, что человек не желает поддерживать диалог.

Стоит отметить, что речь пациента является скудной, медленной и достаточно неожиданной. При этом отсутствует экспрессивность. В предложениях может не быть глаголов, а также предлогов. Помимо этого могут отсутствовать междометия и сложные прилагательные. Слова не связаны друг с другом, отсутствуют грамматические формы.

Нередко у пациента может быть одновременно несколько форм афазии, при этом смешанная форма появляется из-за анатомической близости тех мозговых зон, которые несут ответственность за восприятие речи и за произношение слов.

Важно знать классификацию афазии, чтобы примерно понимать, с чем именно приходится иметь дело. При этом если у человека имеются речевые расстройства, потребуется непременно обратиться к медицинскому специалисту.

В этой ситуации можно будет провести диагностику и своевременно определить, с чем именно приходится иметь дело.

Причины

Можно выделить определённые причины афазии, из-за которых люди сталкиваются с нарушениями речи. Как уже можно было понять, расстройство возникает из-за повреждения определённой коры головного мозга. Другой вопрос, что именно приводит к подобному.

Провоцирующие факторы:

  • Новообразования в головном мозге. Опухоли негативно воздействуют на орган и приводят к различным расстройствам.
  • Хронические и острые нарушения кровотока в голове. К ним можно отнести инсульты различного типа.
  • Присутствие абсцесса в черепно-мозговой коробке. В подобной ситуации человек нуждается в своевременном медицинском вмешательстве.
  • Рассеянный склероз, а также энцефаломиелит. При подобных болезнях происходит распад белка миелина. Именно он отвечает за проведение нервных импульсов по волокнам.
  • Воспалительные болезни, которые затрагивают коры головного мозга. Это одна из основных причин афазии.
  • Эпилепсия. В этом случае появляются электрические разряды в мозговой коре, при этом они образуются внезапно. Из-за них нарушается естественное функционирование головного мозга.
  • Аномалии в старении мозговых тканей. К этой ситуации относится болезнь Пика, Альцгеймера и другие патологии.

В некоторых ситуациях речевые нарушения появляются после нейрохирургического вмешательства, а также из-за отравления ядами и при хронической дисфункции головного мозга. В любом случае при возникновении первых симптомов потребуется пройти диагностику для того, чтобы можно было оценить состояние здоровья человека.

Симптоматика

Как можно уже была понять, основные симптомы афазии – это расстройства произношения и понимания речи. При этом можно выделить ряд признаков, которые говорят о возникновении патологии. Если человек их у себя заметит, тогда нужно всерьёз задуматься по поводу состояния здоровья.

Признаки:

  • Человек не может понять, что именно ему говорят.
  • Пациент не способен на чём-либо сосредоточиться.
  • Отсутствует понимания значения тех слов, которые гражданин произносит.
  • Личность не осознаёт, что то, что говорит, окружающие не могут понять.
  • Пациенту тяжело обозначить предметы, потому как человек часто не знает их названия и не может выразить словами.
  • Время от времени имеются трудности с построением предложений.
  • Пациент может говорить неестественным образом. Нередко он заменяет одни звуки другими.
  • Имеются проблемы с чтением, письмом, а также с пересказом текста.

В этом случае стоит пройти диагностику афазии, чтобы подтвердить болезнь и определить её форму. Ни в коем случае нельзя пускать патологию на самотёк, потому как важно вовремя начать терапию для нормализации состояния.

Методы диагностики и лечения

Чтобы поставить конкретный диагноз, человеку потребуется пройти ряд обследований. Среди них осмотр пациента, сбор анамнеза, электроэнцефалография, КТ и МРТ головного мозга. Также потребуется пройти неврологический осмотр, прежде чем начинать лечение афазии.

Когда диагноз будет поставлен, человеку потребуется пройти курс терапии. В первую очередь потребуется устранить первопричину или её последствия. Консервативные методы не всегда отличаются эффективностью, поэтому нередко требуется хирургическое вмешательство.

При лечении может быть проведено удаление опухоли, а также человеку врач может стабилизировать артериальное давления. При эпилепсии необходимо использовать средства против судорог. Если говорить о психотропных препаратах, то они требуются только в крайней необходимости.

Человеку следует при лечении афазии посещать логопеда и выполнять с ним полезные упражнения в индивидуальном порядке. В этом случае будет проще восстановить мозговые функции.

Только под контролем врача удастся добиться положительных результатов, при этом прогноз зависит от того, из-за чего произошло поражение головного мозга. Значительно прозе провести профилактику, чем потом бороться с негативными последствиями патологии. Именно поэтому важно вести здоровый образ жизни, снизить риск появления болезней, затрагивающих кору головного мозга, а также при первых тревожных симптомах обращаться к врачу.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/afaziya-eto.html

Афазия

Афазия: разновидности патологии и варианты лечения

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь.

Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции.

При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга: энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача – преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Афазия и её виды

Афазия: разновидности патологии и варианты лечения

Речь — это психическая функция человека, которая представляет собой процесс общения посредством языка. Нарушения речи изучают многие дисциплины, нейропсихология же исследует разные формы патологии речи, которые возникают при локальных поражениях головного мозга.

Афазии – это системные нарушения всех видов речи (сюда относится не только высказывание, но и понимание чужой речи). Это нарушения уже сформировавшейся речи, которые возникают при поражениях левого полушария головного мозга.

То есть в большинстве случаев афазии возникают у взрослых людей, у детей они возможны только при поражении мозга после того, как речь уже сформировалась. Как правило, афазии возникают у 90% правшей и 9% левшей.

Мужчины ими страдают чаще, чем женщины (Например, в результате сосудистой патологии афазии возникают в 60% у мужчин и лишь в 8-12% у женщин).

Почему возникают афазии?

Афазии могут появляться по различным причинам, например из-за сосудистой патологии (инсульты, инфаркты, нарушение мозгового кровообращения), при черепно-мозговых травмах и опухолях. 

Какие виды афазии бывают и как их выявляют?

  • При сенсорной афазии (поражение задней трети верхней височной извилины только левого полушария) у человека нарушается фонематический слух, то есть он не различает мягкость и твердость звуков (например «пыл» и «пыль»), не улавливает звонкость и глухость букв, а также не понимает ударность слов. На понимание речи особенно влияет темп. При сенсорной афазии больной не узнает не только отдельные звуки, но и целые слова. Он также не может подобрать нужное слово (обычно это существительное), не видит разницу между «б-п», «ц-з», «к-г-х», для него эти буквы звучат одинаково (то есть он не может различить, например забор – собор – запор или голос — колос — холост). Кроме того, для сенсорной афазии характерна «словесная окрошка», когда больной произносит непонятный набор слов или же звуков, в его речь изобилует литеральными и вербальными парафазиями. Наблюдается и отсутствие связи между звучанием и значением слов. Итогом нарушаются чтение и письмо. В тяжёлых случаях понимание речи на слух затруднено, больной не может выполнить инструкцию, которую даёт ему нейропсихолог. Когда человек с сенсорной афазией слушает собеседника, он обращает особое внимание на мимику, жесты и интонацию, которые помогают ему уловить суть.

Как проверяют?

Для диагностики сенсорной афазии человеку показывают специальную карточку из нейропсихологического альбома, называют громко и чётко слова, обозначающие изображения на картинке и просят показать нужный объект. Больные с сенсорной афазией путают «коса» и «коза», «бочка» и «почка», «миска» и «мишка». 

Из нейропсихологического альбома Лурии

  • При оптико-мнестической афазии(поражение задне-нижних отделов височной доли, 21 и 37 полей по Бродману) больные называют предметы по их признакам и функциям (Например, больной не произносит слово «стакан», а лишь обозначает, что «это то, из чего пьют» или вместо слова «стул» говорит «это то, на чём сидят»). Речь больного звучит примерно так: Я проснулся, пошел в комнату, в которой моются, почистил то, чем едят, а дальше пошёл туда, где готовят. При этой форме афазии ориентация в пространстве сохранна, чтение возможно, а письмо нарушено (аграфия). Рисунок доступен лишь в форме копирования, нарисовать что-то по памяти больной не может.

Как проверяют?

Используют всё тот же нейропсихологический альбом Лурии, показывают различные картинки, просят назвать изображённые предметы. Больной затрудняется называть необходимое слово, заменяет его другим.

Также во время обследования нейропсихолог может попросить обследуемого нарисовать курицу, больной с оптико-мнестической афазией изображает её с хвостом петуха (это происходит по причине замены слова).

Из нейропсихологического альбома Лурии

  • Для акустико-мнестической афазии (поражение средних и задних отделов височной области, 21 поле по Бродману) характерна скудная речь с пропусками слов. Помимо этого сужается восприятие на слух, нарушается память, больной не может удержать в памяти только что услышанную информацию (повторяет не больше 2-3 слов из 10). Это приводит к трудностям понимания развёрнутой речи. Также для этой формы афазии свойственны и вербальные парафазии, и алексия, иногда больной может прочитать текст, но воспроизвести его через 1-2 минуты — нет. Отмечается словесная реминисценция, это явление, при котором человек лучшее воспроизводит материал через несколько часов, чем сразу после предъявления.

Как проверяют?

В нейропсихологическом альбоме просят показать три предмета, но больной показывает лишь один-два, так как у него резко снижена оперативная память. 

  • Афферентная моторная афазия (АМА) (поражение нижних отделов теменной доли) отличается тем, что больной путает буквы, которые близки друг к другу по местопорождению («д-н-л», «к-г-х»). При АМА возникают замены букв (например, вместо слова «слон», больной произносит «снол» или «слод», слово «халат произносит как «хадат»), причём больной помнит правильные слова, но не может их произнести. Словарный запас не ограничен, но, как правило, назвать количество букв в слове и дополнить пропущенные буквы не получается. Также страдает и произношение, больной не может артикулировать, производит беспорядочные движения языком и губами, чтобы произнести тот или иной звук, но, как правило, всё равно произносит неправильный звук. Даже гласные звуки обычно недоступны для произнесения. При лёгкой степени АМА больные могут повторить услышанную речь, но зачастую и повторная речь грубо нарушена. Чаще всего самостоятельное составление фраз затруднено, но обычно всегда остаётся способность произнести «да» и «нет». Темп речи замедлен, а интонация утрирована. Письмо нарушено, больной может написать лишь свое ФИО, так как этот навык у него доведёт до автоматизма. В письме наблюдаются ошибки (перестановки и/или пропуски букв). Чтение вслух также нарушено, больной застревает на проблемных буквах, ищет положение языка для их произнесения. Но чтение про себя доступно и сохранно.
  • При семантической афазии (поражение зоны ТПО, теменные, третичные отделы) страдает понимание предлогов (особенно обозначающих пространство), суффиксов, родительного падежа, степеней сравнения, временных и пространственных конструкций, речевых инверсий, наречий. Словарный запас у больных достаточный, по отдельности они понимают каждое слово. Темп письмменной и устрой речи замедленный, наблюдаются затруднения в подборе подходящего слова. Чтение и письмо вызывают затруднения из-за непонимания грамматических конструкций языка, но всё остаются доступными. При лёгкой семантической афазии больной может написать изложение, сочинение на заданную тему. Также наблюдается акалькулия (нарушение счёта), нарушения наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса.

Как проверяют?

Для диагностики семантической афазии больного просят объяснить, например разницу между такими предложениями: брат отца / отец брата. 

Также больному трудно понять разницу между «учитель» и «учительница» из-за непонимания суффиксов.

Предлагают решить задачу на степени сравнения:  

Из нейропсихологического альбома Лурии

Также затруднительно человеку с семантической афазией понять хронологию событий. Например, Перед завтраком я зашел к другу. Что было раньше, завтрак или визит к другу? 

Кроме того, больные путаются в пространственных конструкциях: Земля освещается Солнцем / Солнце освещает Землю. 

Также для проверки понимания предлогов просят посмотреть на карточку и показать называемые картинки: бочонок на ящике, бочонок заящиком и т.д.

Из нейропсихологического альбома Лурии

  • При эфферентной моторной афазии (ЭМА) (поражение вторичных полей коры нижних отделов премоторной коры) больному для произнесения слов нужно время, чтобы переключиться с одного положения губ на другое. Для ЭМА характерна разорванная, скандированная речь, когда больной говорит, как по слогам (хо-ро-ша-я по-го-да), то есть не хватает плавности произнесения слова. Наблюдается множество неконтролируемых штампов (в тяжелых случаях появляется мат). Также отмечаются и персеверации в устной речи. Человек с ЭМА испытывает невероятные трудности в произнесении скороговорок. Наблюдается глагольная слабость, то есть  дефицит и/или пропуск глаголов, не правильная постановка сказуемого в предложении, употребление инфинитивов вместе личных форм. Также нередки и нестыковки в окончаниях существительных, неправильное употребление рода, числа и времени. При ЭМА чтение и письмо грубо нарушены. Под диктовку больной пишет, постоянно заменяя буквы, пропуская гласные и согласные. При грубой форме ЭМА свободная (спонтанная) речь очень бедна, она состоит лишь из называния предметов и явлений. При этом интонация однообразная, отмечаются ошибки в ударении. Повторная речь оказывается лучше спонтанной, но она также наполнена застреваниями на определённых звуках.

Как проверяют?

Просят повторить буквосочетания «би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-бо». Человек с ЭМА повторяет на уровне штампа лишь то, что усвоил.

  • При динамической афазии (поражение премоторных отделов) речь очень бедная, у больного нет активности и инициативы. Составление фразы и развернутый ответ вызывают немалые трудности. У таких пациентов обычно страдает монолог. Диалог частично доступен, но отмечается эхолалия, то есть больной повторяет только что услышанное слово или фразу (Нейропсихолог: — Вы сегодня хорошо спали? Пациент: — Хорошо спали. Нейропсихолог: — Ваша семья приезжала? Пациент: — Семья приезжала). Несмотря на достаточный словарный запас, спонтанная речь практически отсутствует, она наполнена штампами разговорного характера, интонация однообразная. При динамической афазии больной может повторить отдельные существительные и показать 1-2 предмета на картинке, но назвать глаголы не может. Подбадривание и подсказки со стороны психолога не помогают пациенту выполнить задания. Письмо от себя практически невозможно, при списывании и письме под диктовку сложных фраз наблюдаются искажения. Больной динамической афазией может читать, но пересказать материал не в состоянии, он может прочесть простые слова, но чтение фраз искажается. 

Как проверяют?

Во время диалога этот вид афазии заметен сразу. Иногда для проверки просят перечислить, например семь красных предметов. Больной называет «помидор» и больше не может ничего придумать. 

Источник: https://medpsy.world/2019/04/04/%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B5%D1%91-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B/

Врач-Невролог
Добавить комментарий