Акустико-мнестическая афазия:проявление болезни, характерные симптомы

Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечение

Акустико-мнестическая афазия:проявление болезни, характерные симптомы

Афазия – это состояние, при котором у человека наблюдаются речевые нарушения. Возникает патология при поражении областей головного мозга, отвечающих за речь.

Акустико-мнестическая афазия представляет собой явление, при котором является неполноценной слухоречевая память. В этом случае человеку становится тяжело повторять словесную цепочку, сложно подбирать подходящие слова при общении.

Болезнь можно диагностировать при прохождении ряда обследований. Для коррекции речевой функции потребуется устранить первопричину болезни, а также пройти общую реабилитацию.

При появлении первых симптомов патологии человеку следует посетить медицинского специалиста для того, чтобы была возможность диагностировать конкретное заболевание.

Характеристика

Особенность акустико-мнестической афазии заключается в том, что человек понимает речь других людей, при этом не может адекватно воспринимать длинные и сложные фразы.

Связано это с тем, что гражданин не способен запоминать слова, сказанные всего несколько минут назад. Человеку тяжело поддерживать разговор, а также отвечать на различные вопросы.

Также может отсутствовать возможность повторить за врачом несколько слов.

Подобные отклонения имеют прямую связь с нарушениями памяти.

В большинстве случаев акустико-мнестическая афазия появляется у человека после перенесённого инсульта или аналогичного нарушения, повреждающего работу височной области головного мозга.

Стоит отметить, что человеку сложно повторить цепочку из произнесённых слов. Если назвать ему сразу 5 наименований предметов, то он сможет воспроизвести только первый и последний. При этом остальные названия он забудет.

При акустико-мнестической афазии человеку будет сложно описать, что именно означает конкретный предмет. Объясняется подобное тем, что пациент неспособен воспроизвести в памяти конкретный образ. Если говорить о речи, то может присутствовать перестановка слов.

Также может искажаться структура звуков в конкретных наименованиях. Допустим, вместо слова «дерево» человек станет говорить «деворе».

Из-за этого значительно усложняется общение с окружающими людьми, тем более что отклонения могут наблюдаться не только в отдельных словах, но и в целых фразах.

Больному следует понимать, что даже лёгкая форма акустико-мнестической афазии является опасной, потому как отсутствует возможность воспринимать тексты, а также утрачивается способность самостоятельно излагать длинные мысли.

Нередко человек заменяет в предложении правильные слова на фразы, которые не подходят по смыслу. Из-за этого его могут перестать понимать даже близкие родственники.

Если говорить о чтении и письме, то данные навыки, как правило, не ухудшаются из-за афазии.

В редких случаях человек начинает совершать незначительные ошибки, а также пропускает или заменяет слова на неподходящие по смыслу.

Причины

Мнестическая афазия является серьёзным отклонением, которое появляется из-за различных заболеваний. При диагностике врач обязательно определяет, что в конкретной ситуации привело к возникновению расстройства памяти и речи. Можно выделить ряд наиболее вероятных причин, которые способны спровоцировать появление неприятного заболевания.

Возможные провоцирующие факторы:

  • Инсульт. Во время него происходит острое нарушение кровотока или возникает кровоизлияние в головной мозг. Значительно страдает функция органа, из-за чего человек сталкивается с осложнениями. Даже при своевременном лечении пациент начинает страдать от негативных последствий заболевания. Например, при ишемическом инсульте афазия появляется из-за того, что был недостаток кровоснабжения, и возникло кислородное голодание определённой коры головного мозга. Если пациенту пришлось столкнуться с геморрагическим инсультом, тогда нарушения появились из-за сдавления височной доли излившейся кровью.
  • Внутримозговые опухоли. Новообразования в височных отделах приводят к речевым расстройствам. Опухоли способны по мере роста оказывать сдавливающее воздействие на церебральные структуры и питающие их сосуды. Как итог, человек не может полноценно запоминать слова, которые были недавно сказаны.
  • Черепно-мозговые травмы. Достаточно распространенная причина, которая приводит к возникновению мнестической афазии. Это может быть ушиб, появление внутримозговой гематомы, которые приводят к гибели нейронов, отвечающих за слухоречевую память. Патологическая зона разрастается из-за того, что начинается воспалительный процесс и появляется отёк после травмы. Состояние требует незамедлительного обследования и лечения, потому как могут возникнуть крайне негативные последствия для человека вплоть до летального исхода.
  • Инфекционные и воспалительные патологии. Ими могут выступить такие болезни, как энцефалит, церебральный абсцесс и менингит. При этом очаги воспалений находятся в мозговой области, отвечающей за речь. К негативным изменениям приводит компрессия, отёк и десметаболизм в области поражения. Из-за этого происходит апоптоз нервных клеток, приводящий к нарушению межнейрональных связей.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Проблемы с памятью и речью могут быть вызваны болезнью Альцгеймера, Пика, а также лейкоэнцефалитом Шильдера.

Мнестическая афазия будет проявляться конкретными симптомами, при обнаружении которых человеку следует обратиться к врачу. Важно своевременно начать лечение для того, чтобы можно было приостановить развитие заболевания и улучшить речь.

В иной ситуации болезнь будет прогрессировать, из-за чего человеку придётся столкнуться со значительным ухудшением памяти.

Основные симптомы заболевания

Людям следует знать, как именно проявляется мнестическая афазия. Безусловно, каждый случай является индивидуальным, поэтому нельзя однозначно сказать, какие симптомы затронут конкретного человека. При этом можно выделить ряд признаков болезни, которые будут наблюдаться у пациентов с мнестической афазией.

Основная симптоматика:

  • Со стороны нарушения понимания. У человека значительно нарушается слухоречевая память, причём данное отклонение характерно для различных форм афазии. При этом у пациента наблюдается повышенная речевая активность, с помощью которой больной пытается компенсировать проблемы с коммуникацией. Достаточно часто пациент не понимает, что именно ему пытаются сказать. Также он может указывать совсем на другой предмет, а не на тот, о котором шла речь. Тяжелее всего пациенту поддерживать общение сразу с несколькими людьми. Объясняется подобное тем, что у него нет возможности проследить за нитью разговора. Если человек страдает от акустико-мнестической афазии, тогда ему сложно слушивать лекцию, музыкальные композиции, а также смотреть телепередачи.
  • Со стороны чтения и письма. Человеку значительно проще писать текст, чем разговаривать. Связано это с тем, что будет больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова. При этом записывание фраз под диктовку будет даваться значительно сложнее. Объясняется подобное тем, что человек не сможет в полной мере удерживать в голове сказанные фразы. Больной будет постоянно переспрашивать то, что ему сказали. Отдельно стоит отметить, что в некоторых случаях наблюдаются трудности с пониманием прочитанного текста. Это объясняется тем, что он состоит из длинных предложений, которые не удаётся удерживать в памяти. При этом в любом случае человеку значительно сложнее поддерживать беседу, а письмо и чтение даётся легче.
  • Со стороны экспрессивной речи. При мнестической афазии человеку тяжело произносить экспрессивную речь, потому как сложно подбирать подходящие слова. Из-за этого фразы носят выраженный предикативный характер. Человеку тяжело описать то, что он видит на картинке. При произнесении длинных предложений пациент часто заменяет существительные местоимениями.

В целом только врач сможет однозначно сказать, с какой разновидностью заболевания приходится иметь дело. Для этого пациенту придётся пройти диагностику, по итогам которой будет поставлен диагноз. Не следует ждать, что нарушение речи самостоятельно пройдёт. Без лечения оно может приводить к различным негативным последствиям, в частности, будет значительно нарушаться речевая функция.

Методы диагностики

При акустико-мнестической афазии потребуется пройти диагностику для того, чтобы подтвердить конкретное заболевание.

Человеку понадобится проконсультироваться с разными специалистами: неврологом, нейропсихологом, психиатром, логопедом и афазиологом. В обязательно порядке понадобится выяснить, что именно привело к нарушению речи.

При этом во время лечения необходимо будет устранить первопричину для того, чтобы нормализовать своё самочувствие.

Человеку потребуется ряд обследований:

  • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе пациента может быть обнаружен очаговый дефицит: патология черепных нервов, спастический гемипарез. Большое значение имеет оценка когнитивных способностей. Если имеются различные отклонения в психическом статусе, тогда человеку понадобится проконсультироваться с психиатром.
  • МРТ головного мозга. С его помощью можно уточнить морфологический субстрат болезни. С помощью исследования удастся обнаружить новообразования в головном мозге, увидеть очаги воспаления, обнаружить дегенеративные изменения. На снимках можно увидеть зоны ишемии, а также внутричерепные гематомы. Если у человека были травмы, тогда их тоже можно будет обнаружить.
  • Сосудистые исследования. Медицинский специалист может направить человека на дуплексное сканирование, на ангиографию, а также на УЗДГ. Подобные исследования требуются, когда есть подозрения на цереброваскулярную патологию. С их помощью можно оценить состояние кровотока, выявить окклюзии сосудов.
  • Обследование речевой функции. Оно проводится логопедом и афазиологом. Потребуется выявить вербальную парафазию, снижение слухоречевой памяти, дислексию, дисграфию.
  • Люмбальная пункция. Они берётся в той ситуации, когда присутствуют подозрения на нейроинфекцию. При проведении лабораторных исследований будут выявляться воспалительные изменения в организме, удастся определить тип возбудителя болезни. Также можно обнаружить признаки произошедшего кровоизлияния и найти опухолевые клетки.

При подтверждении диагноза врач назначит схему лечения, которая будет подходить конкретному пациенту. Человек должен будет следовать рекомендациям врача для того, чтобы была возможность улучшить своё состояние. Только в этом случае можно будет значительно улучшить память и речевую функцию.

Терапия

Для коррекции речевого дефекта человеку обязательно нужно устранить первопричину. Именно поэтому врач назначит лечение для борьбы с заболеванием, которое вызвало нарушение речи. Вполне возможно, что потребуется операция, если консервативные методы не помогут избавиться от болезни. Например, хирургическое вмешательство необходимо при опухолях и гематомах.

Врач назначит человеку специальные препараты, которые будут стимулировать обменные процессы в головном мозге. Потребуется восстанавливать утраченные нейронные связи и функции. Могут быть назначены сосудистые препараты, ноотропные средства, нейрометаболические медикаменты. Для устранения афазии достаточно часто врачи прописывают Мемантин.

Человека направят на занятия с логопедом, при этом основная задача врача – расширить объём оперативной слухоречевой памяти. Важно с первых дней после возникновения заболевания посещать логопедический кабинет. Поначалу задания выполняются с опорой на зрительное восприятие, затем проводятся лёгкие слуховые диктанты. Пациентам рекомендуется заучивать стихи, песни, а также речевые ряды.

Афазия может быть: сенсорномоторной, семантической, моторная, общей, тотальной и еще много других видов. Это заболевание может возникнуть даже у детей. Не оставляйте симптомы без внимания, обращайтесь к врачу.

Прогноз во многом зависит от того, по какой причине появилось заболевания, а также насколько быстро было начато лечение. По этой причине сложно однозначно сказать, удастся ли полностью восстановить речевую функцию. Если человек не хочет столкнуться с афазией, тогда ему нужно вовремя лечить инфекционные болезни, а также проводить профилактику инсульта. Если патологии избежать не удалось, понадобится в обязательном порядке обратиться к медицинскому специалисту.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/akustiko-mnesticheskaya-afaziya.html

Акустико-мнестическая афазия

Акустико-мнестическая афазия:проявление болезни, характерные симптомы

Акустико-мнестическая афазия — это расстройство речи, обусловленное неполноценностью слухоречевой памяти. Характеризуется затруднённым повторением словесной цепочки, сложностями подбора необходимого слова в процессе разговора.

Диагностика производится по результатам логопедического обследования, оценки неврологического статуса, проведения церебральной МРТ, исследования мозговой гемодинамики, цереброспинальной жидкости.

Коррекция афазии осуществляется на фоне лечения основной причинной патологии, включает логопедические занятия, медикаментозную поддержку, общую реабилитацию (массаж, ЛФК).

Термин «акустико-мнестическая афазия» был введён и широко использовался основателем отечественной нейропсихологии профессором А.Р. Лурия. Отдельные авторы применяют название «сенсорно-мнестическая афазия». Патология относится к задним формам афатических нарушений речи.

По данным специалистов в области неврологии и логопедии, изолированная форма афазии практически не встречается, обычно речевые расстройства носят смешанный характер с одновременной дисфункцией 2-3 механизмов. Наиболее часто акустико-мнестическая афазия наблюдается в остром периоде ОНМК.

Речевой дефект выражен негрубо, иногда остаётся незамеченным на фоне иной неврологической симптоматики, в ряде случаев ошибочно принимается за когнитивное снижение, расстройство нейродинамики.

Акустико-мнестическая афазия

Патология развивается вследствие поражения коры средне-задних отделов средней височной извилины доминантного полушария — 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. Изменения церебральных тканей могут носить ишемический, воспалительный, деструктивный, компрессионный характер. Возможными причинами поражения являются:

  • Инсульты. Наиболее частая причина речевых нарушений. По различным данным, афазия наблюдается у 30-60% пациентов с ОНМК. При ишемическом инсульте мнестическая форма афазии возникает вследствие недостатка кровоснабжения и гипоксии соответствующей области мозговой коры, при геморрагическом инсульте — в результате сдавления тканей излившейся кровью.
  • Черепно-мозговые травмы. Ушиб, размозжение церебральных тканей, образование внутримозговой гематомы приводят к повреждению и гибели нейронов, ответственных за слухоречевую память. Зона повреждения расширяется за счёт посттравматического отёка и воспаления.
  • Внутримозговые опухоли. Первичные и метастатические новообразования в височных отделах головного мозга обуславливают речевые нарушения двумя путями. Инвазивно растущие неоплазии вызывают деструкцию окружающие тканей. Отграниченные опухоли по мере роста начинают сдавливать церебральные структуры и питающие их сосуды.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, церебральные абсцессы с расположением очагов воспаления в области 21, 37 поля приводят к дисфункции ответственных за речь нейронов. Воспалительный отёк, компрессия, дисметаболизм в зоне поражения становятся причиной апоптоза нервных клеток, нарушения межнейрональных связей.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Начальные стадии болезни Альцгеймера, болезни Пика, лейкоэнцефалита Шильдера могут протекать с фокальной дегенерацией, демиелинизацией области средней височной извилины. Возникает прогрессирующая акустико-мнестическая дисфункция, со временем переходящая в смешанную сенсомоторную афазию.

Артикуляция речи, фонематический слух в норме. Патогенетической основой данного речевого расстройства является нарушение слухоречевой памяти. Согласно предположениям, у пациентов повышена тормозимость слухоречевых следов.

Клинически это выражается забыванием предыдущих услышанных слов при восприятии новых. Другим патогенетическим аспектом данной патологии считается ограниченность объёма слухоречевой памяти.

Дефект негативно отражается на способности к письму, счёту, чтению.

В большинстве случаев поражение задневисочных областей (поле 37) сопровождается нарушением их связи с близлежащими оптико-гностическими структурами затылочной доли.

В результате возникают затруднения в соотношении словесного обозначения предмета и его зрительного образа, страдает смысловая сторона речи.

Следствием являются клинически наблюдаемые сложности восприятия сказанного и трудности подбора необходимых слов в экспрессивной речи.

Типична диссоциация между нарушенной способностью повторить несколько обращённых к пациенту слов и нормальным воспроизведением отдельно сказанного слова. В связи с ограничением слухоречевой памяти больной способен повторить первое и последнее или лишь одно слово из словесной цепочки.

Пациент объясняет это проблемой с запоминанием. Ситуация повторяется при повторном прослушивании. Затруднено понимание длинных высказываний, одновременная коммуникация с несколькими собеседниками.

Выслушав инструкцию из 5-7 слов, больной улавливает её суть, но может выполнить с ошибками (например, произвести указанное действие другим предметом).

Экспрессивная речь сопровождается сложностями подбора нужного слова, что связано с дисфункцией оптико-гностической составляющей.

Возникающая «размытость» значения слов обуславливает большое количество вербальных парафазий — не всегда подходящих по смыслу словесных замен. Аграмматизмы представлены преимущественно несоответствием глаголов, существительных, местоимений в числе и роде.

Больной испытывает затруднения при выражении собственных мыслей, описании картинок, составлении рассказа по отдельным частям.

Дисграфия более выражена при написании под диктовку, характеризуется большим, чем в устной речи, количеством аграмматизмов. Больные плохо запоминают диктуемые фразы, часто просят повторить их фрагменты, способны удержать в памяти не более трёх слов одновременно.

Дислексия наблюдается при чтении текстов с предложениями значительной длины. Расстройство слухоречевой памяти обуславливает неспособность удержать в голове читаемый текст, что приводит к непониманию прочитанного.

Акалькулия выражается в затруднении арифметических действий с многозначными числами, поскольку пациент не может запомнить числа, переносимые из одного разряда в другой.

Афазия препятствует нормальной коммуникации больного с окружающими, лишает возможности полноценного чтения, письма, выполнения арифметических действий. Указанные изменения неблагоприятно отражаются на качестве жизни, уровне социальной адаптации. Пациентов раздражает неспособность точно донести свои мысли до окружающих.

Присоединяются переживания по поводу сопутствующих неврологических нарушений в двигательной сфере, инвалидности. На этой почве возможно развитие невротических расстройств (ипохондрии, депрессии), акцентуация негативных черт характера. Ситуация усугубляется, если акустико-мнестическая афазия принимается врачами и близкими за когнитивное расстройство.

Отсутствие специализированного лечения приводит к стойкому закреплению речевой дисфункции.

Акустико-мнестическая форма неочевидна, для её выявления при первичной консультации пациента необходимо всестороннее исследование речевой функции.

Диагностика осуществляется совместными усилиями целого ряда специалистов: невролога, афазиолога, нейропсихолога, психиатра.

Поскольку диагноз «афазия» является синдромологическим, требуется уточнение этиологии процесса. Комплексное обследование больного включает:

  • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе обнаруживается сопутствующий очаговый неврологический дефицит: спастический гемипарез, патология черепных нервов. Большое значение имеет оценка когнитивных способностей. При отклонениях в психическом статусе требуется консультация психиатра.
  • Диагностическое обследование речи. Осуществляется логопедом-афазиологом комплексно. Выявляется вербальная парафазия, аграмматизмы, снижение слухоречевой памяти, дислексия, дисграфия. Оптико-гностическую дисфункцию диагностируют по отсутствию отличительных деталей предмета на рисунках больного: ручки у чашки, носика у чайника.
  • МРТ головного мозга. Позволяет определить морфологический субстрат заболевания. Визуализирует опухолевые процессы, воспалительные фокусы, дегенеративные изменения, зоны ишемии, внутричерепные гематомы, травматические повреждения.
  • Сосудистые исследования. УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиография назначаются при подозрении на цереброваскулярную патологию. Помогают подтвердить изменения церебрального кровотока, окклюзию сосуда, оценить состояние коллатерального кровообращения.
  • Люмбальную пункцию. Производится при наличии клинических данных за нейроинфекцию с целью получения и исследования цереброспинальной жидкости. При проведении лабораторных анализов определяются воспалительные изменения, конкретный возбудитель, опухолевые клетки, признаки кровоизлияния.

Акустико-мнестическая афазия дифференцируется от других речевых расстройств. Активная экспрессивная речь позволяет исключить моторную афазию, при которой речевая продукция резко ограничена.

В отличие от акустико-гностической афазии мнестическая форма характеризуется более законченными высказываниями, отсутствием литеральной парафазии, «речевого салата».

Тщательное исследование речи дает возможность отличить афазию от нарушений когнитивной сферы.

Коррекция речевого дефекта проводится на фоне обязательной терапии основной патологии. В зависимости от вида инсульта осуществляется тромболитическая или гемостатическая терапия.

При опухоли, гематоме совместно с нейрохирургами рассматривается возможность радикального удаления, радиотерапии. Больным с нейроинфекцией назначается этиотропное антибактериальное или противовирусное лечение.

Терапия собственно речевых нарушений включает две составляющие:

  • Логопедические занятия. Задачей логопедической коррекции является расширение объёма оперативной слухоречевой памяти. По возможности занятия начинаются с первых дней заболевания и осуществляются поэтапно с постепенным наращиванием и усложнением. Вначале задания выполняются с опорой на зрительное восприятие, затем проводятся короткие слуховые диктанты. Рекомендовано заучивание и вспоминание речевых рядов, стихов, песен. Трудности подбора слов в речи преодолеваются путём уточнения их смысла, систематизации, сопоставления синонимов и антонимов.
  • Фармакотерапия. Необходима для стимуляции обменных процессов в головном мозге, восстановления утраченных нейронных связей и функций. Производится сосудистыми (винпоцетин), ноотропными (пирацетам), нейрометаболическими (гамма-аминомасляная кислота) препаратами. В лечении афазий хорошо зарекомендовал себя препарат мемантин.

В период реабилитации пациент нуждается в помощи близких. Продуктивное общение возможно при условии снижения темпа речи, исключения длинных сложных высказываний.

Поддержание вербального контакта со стороны родных, помощь в выполнении логопедических упражнений на дому способствуют скорейшему восстановлению речевой функции.

Эффективно проведение логопедической реабилитации на фоне общеукрепляющих восстановительных занятий ЛФК, массажа, психотерапии.

Исход акустико-мнестической афазии во многом зависит от этиологии причинного заболевания, своевременности начатого логопедического лечения. Упорная поэтапная терапия зачастую позволяет восстановить речевую функцию после перенесённого инсульта, ЧМТ, энцефалита.

Нераспознанная, оставшаяся без коррекции афазия может претерпевать незначительный регресс, но речевые нарушения переходят в стойкий резидуальный дефект. Наиболее неблагоприятный прогноз имеет афазия опухолевого и дегенеративного генеза.

Профилактические мероприятия подразумевают своевременную терапию цереброваскулярных заболеваний, исключение онкогенных воздействий, предупреждение травматизма, укрепление иммунной системы.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/acoustic-mnestic-aphasia

Акустико-мнестическая афазия: отчего возникает данное расстройство памяти, к каким нарушениям приводит, отличительные особенности, коррекция

Акустико-мнестическая афазия:проявление болезни, характерные симптомы

Среди ряда афатических расстройств акустико-мнестическое занимает особое место.

О том, что собой представляет акустико-мнестическая афазия, отчего и при каких проблемах в организме возникает данное поражение памяти, к каким нарушениям приводит, каковы особенности диагностики и коррекции, пойдет речь ниже.

Характеристика расстройства

Акустико-мнестическая афазия является одним из видов афатических расстройств. Обусловлена недостаточностью слухоречевой памяти. Для патологии характерно затрудненное понимание и воспроизведение речи. Однако речевой дефект проявляется не грубо. Приводит к нарушению ранее сформированной речевой функции.

Что является причиной?

Появление нарушения – результат поражения определенных участков коры головного мозга. Патология возникает в височной части доминантного полушария, в ее средне-задних отделах. Это так называемые 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. У большинства людей доминирующим является левое полушарие.

Нарушение работы этих отделов может произойти из-за ухудшения кровообращения в этом месте, воспалительных процессов, травматизации.

В результате последней нарушается целостность или происходит сдавливание структур мозга:

  1. Инсульт. Самый частый фактор афазии данного вида. Инсульт по ишемическому типу приводит к недостаточности снабжения кровью и кислородному голоданию мозговой коры.

    При геморрагческом инсульте кровь, вытекшая из поврежденных сосудов, сдавливает ткани мозга.

  2. Черепно-мозговые травмы. К поражению, полученному во время самой травмы, присоединяется отек, который давит на мозговые структуры. Также может начаться воспалительный процесс.
  3. Внутримозговые опухоли. Любые образования (как злокачественного, так и доброкачественного характера) приводят к нарушению мозговой деятельности из-за увеличивающегося давления на соседние участки и сосуды, от которых они питаются. Если опухоль прорастает в саму структуру мозга, происходит разрушение последней.
  4. Заболевания инфекционной природы. Любые воспаления вещества головного мозга или его оболочек (энцефалиты, менингиты, церебральные абсцессы) становятся причиной нарушения функции нейронов, которые участвуют в процессе речеобразования. Воспаления приводят к отекам, сдавливанию, что влечет нарушение связей между нейронами.
  5. Прогрессирующие дегенеративные процессы. Ряд заболеваний (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лейкоэнцефалит Шильдера), которым сопутствует поражение определенных большеполушарных долей и разрушение миелиновой оболочки нервных волокон, на начальных стадиях вызывает акустико-мнестическую дисфункцию.

Патогенез

У людей, страдающих акустико-мнестической афазией, нарушается слухоречевая память. Предположительно, это происходит из-за чрезмерной тормозимости слухоречевых следов.

Т.е., следовая деятельность не нарушается (следы фиксируются, не забываются), а притормаживается, заглушается дальнейшей информацией. Повторить отдельное слово больному легче, чем серию. Кроме того, у человека снижается объем слухоречевой памяти, что усугубляет ситуацию.

Часто при поражении 37 поля Бродмана нарушается его связь со структурами затылочной доли, которые несут на себе оптико-гностическую нагрузку, т.е. отвечают за зрительное и познавательное восприятие, отсюда и возникает акустико-мнестическая афазия.

Основные симптомы и центральный механизм патологии

Импрессивная речь нарушена, но негрубо, т.е. страдает понимание услышанного. Больному сложно соотнести зрительный образ предмета и его языковую оболочку, появляются трудности в понимании смысла высказывания.

Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является следующее: когда человек слышит новые слова, он забывает те, что были услышаны до этого. Это затрудняет понимание общего смысла высказывания.

Больному сложно разгадать скрытый подтекст услышанного, иносказания, аллегорические отсылки. При этом короткие, ситуативные высказывания доступны для понимания. Иначе обстоит дело с осмыслением развернутой речевой продукции.

При грубой акустико-мнестической афазии спонтанная речь — это короткие фразы, запас слов скудный. Больному сложно подобрать нужное слово. При легкой степени речь более развернута, однако тяжело даются высказывания с придаточными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.

Кроме того, для симптоматической картины при акустико-мнестической афазии характерны вербальные парафазии, трудность понимания речи в условиях повышенной сложности (быстрый темп, одновременное предъявление двух речевых сообщений), затруднение письма под диктовку, симптом отчуждения значения слова.

Какие симптомы не относятся к этой патологии:

  • нарушение фонематического слуха;
  • нарушение звукоразличения;
  • литеральные парафазии;
  • бессвязная, непродуктивная разговорная речь.

Осложнения и их особенности

Если терапия афазии была начата несвоевременно или отсутствовала вовсе, больному становится все сложнее общаться с окружающими. К основному заболеванию присоединяется социальная дезадаптация. Нарушается умение выполнять ранее доступные действия: писать, читать, выполнять арифметические действия.

Трудности понимания и речевого производства ведут к постоянному напряжению, повышению раздражительности, нервозности. Возможны депрессивные состояния.

Диагностические мероприятия

Диагностика акустико-мнестической формы афазии требует участия разных специалистов и проведения комплекса исследований. Больного должны проконсультировать невролог, психиатр, логопед, афазиолог, нейропсихолог. На основе собранных анамнестических данных ставится диагноз.

Неврологический осмотр

Неврологическую основу постановки диагноза составляет выявление патологии черепных нервов, наличия спастического гемипареза, нарушение рефлексов. Также проводится обследование познавательных возможностей, чтобы исключить психические отклонения.

Обследование речи

Особенности речевой деятельности выявляют логопед и афазиолог. При обследовании у больного с акустико-мнестической дисфункцией обнаружатся вербальная парафазия, дислексия, дисграфия, аграмматизмы в речи.

Также специалисты обратят внимание на уровень слухоречевой памяти. Больному предлагается запомнить и воспроизвести цепочку из десяти коротких слов, не связанных между собой. Часто испытуемый вспоминает только 1 слово из предложенных, последнее.

Еще одно задание: даются 2 группы лексических рядов по 3 слова в каждом. Их нужно также запомнить и пересказать. Чаще всего больные не справляются с заданием: неправильно группируют слова, затрудняются вспомнить, что именно называлось.

Для обследования слухоречевой памяти на текст предлагается прослушать небольшой отрывок, пересказать его и ответить на вопросы. Для фиксирования оптико-гностических нарушений больному предлагают нарисовать, к примеру, чашку или чайник. При наличии патологии на изображениях будут отсутствовать детали: ручка или носик.

МРТ мозга

Магнитно-резонансная томография покажет наличие опухолевых образований, очагов воспаления, дегенеративные изменения, повреждения травматического характера.

Исследования сосудов

Для исследования сосудов назначают УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиографию. Эти исследования дают возможность подтвердить или опровергнуть цереброваскулярную патологию. Также показывают особенности мозгового, коллатерального кровообращения, наличие окклюзии сосудов.

Люмбальная пункция

Чтобы проверить подозрение на нейроинфекцию, проводится люмбальная пункция. Во время процедуры у пациента берется цереброспинальная жидкость. Лабораторное исследование материала покажет, присутствует ли воспалительный процесс, определит возбудителя, наличие раковых клеток, признаки кровоизлияния.

Дифференциальная диагностика

Симптомы акустико-мнестического расстройства при поверхностном изучении можно спутать с признаками других речевых нарушений. Поэтому важно уделить особое внимание сбору анамнеза.

Так, отличие афазии данного вида от моторной заключается в активности спонтанной речи. При акустико-гностической афазии, в противовес мнестической, высказывание менее законченное, имеются литеральные парафазии. Также необходимо разграничивать афазию и нарушения познавательной деятельности.

Лечение и коррекция

Лечение генерального заболевания, явившегося первопричиной афазии, должно проводиться параллельно с коррекционным воздействием на речь пациента.

Последствия инсульта требуют тромболитической либо гемостатической терапии. Хирургическое вмешательство и радиотерапию назначают при опухолевых процессах или гематомах мозга. Антибиотикотерапия проводится для устранения нейроинфекционных заболеваний.

Логопедические занятия, упражнения

Начинать заниматься желательно с момента выявления заболевания. Первоначально больному предлагают опираться на зрительное восприятие, после этого проводят небольшие диктанты на слух. Постепенно должна возрастать сложность предлагаемых упражнений.

На занятиях с логопедом проводится работа по расширению объема восприятия речи. С этой целью даются задания:

  1. Выполнить 2-3-шаговые инструкции (списать слова, предварительно сгруппировав их по темам).
  2. Показать части предметов, которые предъявляются в связке по два, по три.
  3. Прослушать текст и ответить на вопросы.

Страдающему акустико-мнестической формой афазии полезно заучивать и вспоминать речевые ряды, стихи, песни, составлять предложения по опорным словам. Чтобы преодолеть сложность в подборе слов для высказывания, можно проводить сопоставление синонимических рядов, антонимических пар, уточнять смысл лексем.

Экспрессивная речь тренируется в заданиях:

  1. Составить рассказ по сюжетным картинкам.
  2. Пересказать текст по плану.
  3. Написать письмо.

Медикаментозная терапия

Терапевтические мероприятия акустико-мнестической афазии подразумевают восстановление функционирования нейронов и связей между ними. Лечение лучше всего проходит на фоне стимулирования обменных процессов в мозговых структурах.

Врач назначает больному ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Мемотропил, Нооцетам, Ноопепт, Пантогам, Мексидол), нейрометаболические препараты (гамма-аминомасляная кислота), а также средства для улучшения работы сосудов (Винпоцетин, Кавинтон, Бравинтон).

Прогноз и профилактика проблемы

Прогнозы при акустико-мнестическом типе афазии можно ставить, зная генез заболевания и учитывая время, когда было начато лечение.

Нередко после инсультов, черепно-мозговых травм, энцефалита люди восстанавливают речевую функцию. Однако этому предшествует длительный терапевтический период.

Если афазия остается невыявленной, не подвергается коррекционному воздействию, то речевая патология приобретет стойкий характер. Самые неблагоприятные прогнозы даются при афазии, возникшей в результате опухоли или поражения мозговых структур.

Профилактические меры предусматривают своевременно начатое лечение цереброваскулярных заболеваний, выявление онкологического фактора, предупреждение травматизма, укрепление иммунитета.

Акустико-мнестическая форма афатического расстройства не всегда означает окончательный приговор. Если диагноз поставлен правильно и своевременно начато лечение, то больной имеет высокие шансы на сохранение полноценной деятельности.

Интересно об акустико-мнестической афазии:

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/rasstrojstva-pamyati/akustiko-mnesticheskaya-afaziya.html

Причины, симптомы и коррекция акустико-мнестической афазии

Акустико-мнестическая афазия:проявление болезни, характерные симптомы

В логопедии выделяют ряд заболеваний, характеризующихся нарушением речи. Акустико-мнестическая афазия − это речевая патология, связанная с нарушением слухоречевой памяти. Пациенты не могут безошибочно повторить словесную цепочку и плохо подбирают слова во время общения.

В диагностике причин данного состояния главную роль играет логопедическое обследование, а также использование дополнительных клинических методов: МРТ головного мозга, ЭЭГ и др.

Для успешной терапии необходимо устранить непосредственную причину развития патологии, а также пройти курс логопедических занятий.

Основные причины

Акустико-мнестическая афазия возникает при изолированном поражении средне-заднего отдела височной извилины в ведущем полушарии головного мозга. Нарушение структуры мозговой ткани данной локализации может быть связано с большим количеством причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. Подобная форма афазии возникает у 50-70% пациентов после острого нарушения мозгового кровообращения. Ишемический инсульт характеризуется гибелью части нервной ткани из-за прекращения доставки до нее кислорода и питательных веществ. Геморрагическая форма патологии обусловлена кровоизлиянием в большие полушария.
  • Механическое повреждение нервной ткани может развиваться при черепно-мозговых травмах. ЧМТ приводят к сдавлению, размозжению или образованию внутримозговых гематом. Отек и воспаление, формирующиеся после травмы, обуславливают дополнительное повреждение мозга.
  • Первичная опухоль или метастатическое повреждение височного отдела больших полушарий приводит к развитию мнестической афазии. При росте новообразования раковые клетки повреждают нервную ткань, сдавливают ее и нарушают кровообращение в структурах ЦНС.
  • Энцефалит, менингоэнцефалит и абсцессы головного мозга, развивающиеся на фоне бактериальных или вирусных инфекций в средней височной извилине, обуславливают возникновение афазии.
  • Дегенеративные болезни головного мозга (болезнь Альцгеймера, Пика и др.) характеризуются гибелью нейронов и повреждением нервных волокон, имеющим диффузный характер в центральной нервной системе.

Выявление конкретной причины необходимо для подбора терапии, так как в противном случае основная патология будет прогрессировать, приводя к усилению симптомов речевого расстройства.

Клинические проявления

Акустико-мнестическая афазия − это патология, характеризующаяся диссоциацией способности человека повторять сложные фразы и отдельные слова.

Нарушения слухоречевой памяти приводит к тому, что из всего сказанного ему предложения, больной может повторить только единичные слова. Первично, пациент связывает это с тем, что не расслышал всю фразу или не смог ее запомнить.

При повторении сказанного, ситуация не меняется − человек повторяет только одно слово.

Наиболее ярко данный симптом выражен при разговоре с несколькими собеседниками и использовании ими сложных предложений. Механизм расстройства связан с невозможностью человека воспроизвести услышанную информация из-за повреждения средней височной извилины.

Афазию невозможно выявить при обычном разговоре с человеком. Для этого необходимо провести всестороннее изучение его речевых функций.

При самостоятельной речи, пациент испытывает трудность с подбором слов. Больные начинают заменять «сложные» слова на аналоги, которые не всегда подходят по смыслу.

Данное проявление вербальных парафазий сопровождаются снижением грамотности речи − человек неправильно использует предлоги, склоняет существительные и глаголы.

При выполнении заданий по составлению рассказа или повторению услышанного, нарушения становятся сильнее.

Расстройство сопровождается нарушениями письма. При записях под диктовку отмечается низкая грамотность и скудность предложений.

Во время письма человек просит повторять сказанное и упрощает услышанное до отдельных слов и их комбинаций. Если пациента попросить прочитать текст, то сложности возникают при чтении длинных предложений.

Кроме указанных симптомов отмечаются нарушения счета и других когнитивных функций.

Последствия расстройства

Основное следствие акустико-мнестической афазии − снижение социальной адаптации человека и сужение круга его общения. Это приводит к существенному уменьшению уровня качества жизни больного. Он ощущает себя неполноценным, что ведет к раздражительности, апатии и развитию депрессии. Подобное состояние может стать основой для развития неврозов и акцентуации характера.

Подходы к терапии

Лечение должно быть направлено на устранение причины речевого расстройства и его коррекцию. При выявлении у пациента ишемического инсульта проводят тромболитическую терапию Актилизе и другими аналогичными препаратами.

Если инсульт имел геморрагический характер, то необходимо гемостатическое лечение. Новообразования и гематомы подлежат нейрохирургическому удалению или радиотерапии.

При выявлении бактериальной инфекции назначают антибиотики (Амоксиклав и др.).

Устранение речевых нарушений проводится с помощью следующих методов:

  • Логопедические упражнения на регулярной основе. Задача логопеда − расширить оперативную слухоречевую память для устранения клинических проявлений. Подобные занятия необходимо проводить с первых дней реабилитации пациентов с органическими поражениями головного мозга. Изначально упражнения носят легкий характер, однако их сложность постепенно увеличивается. С больным проводят диктанты, заучивания песен, стихотворений и др. Если пациенту тяжело подобрать слова для высказывания мыслей, то логопед помогает ему уточнением их смысла и систематизаций.
  • Из лекарственных препаратов предпочтение отдают медикаментам, улучшающим мозговое кровообращение (Винпоцетин, Актовегин), ноотропам (Фенотропил, Пирацетам) и нейрометаболическим средствам (Гамма-аминомасляная кислота).

Помимо указанных методов, рекомендуются психотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры (электросон, магнитотерапия) и другие способы реабилитации.

Для подбора правильного лечения необходимо обратиться к врачу, так как все методы терапии имеют показания и противопоказания.

При раннем начале логопедического лечения и устранения причин развития акустико-мнестической афазии прогноз благоприятный. Речевые навыки человека постепенно восстанавливаются, вплоть до прежнего уровня. Если пациент длительное время занимался самолечением, и основная патология существенно прогрессировала, то эффективность терапии ограничена.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/akustiko-mnesticheskaya-afaziya/

Врач-Невролог
Добавить комментарий