Реабилитация детей с ДЦП: полезный комплекс упражнений

Лфк для детей с дцп

Реабилитация детей с ДЦП: полезный комплекс упражнений

Основное условие лечения: занятия должны быть регулярными. Врач, подбирая программу для пациента основываясь на его интеллектуальном развитии, возрасте и осложнения заболевания.

Для тренировки плохо развитых и скованных мышц тела у больных детей в реабилитационный комплекс включают специально разработанные программы ЛФК при ДЦП. Также можно данные упражнения добавить во время профилактики заболевания.

Одному эту болезнь не победить, нужен комплексный подход к лечению детского церебрального паралича. Пациенты, страдающие этим заболеванием, обязательно должны заниматься лечебной физкультурой, эти упражнения значительно укрепляют мышечную систему.

Влияние лечебно физической культуры

Несколько видов упражнений ЛФК для детей с ДЦП отлично восстанавливают здоровье. В ходе занятий обменные процессы начинают действовать, улучшается мозговая деятельность и сердечная система. Комплекс лечебной программы ЛФК при ДЦП состоит из нескольких процедур:

  • ЛФК.
  • Массажи.
  • Процедуры закаливания.
  • Поэтапная растяжка.
  • Мануальная терапия.
  • Тренировка для нормальной ходьбы.

Программа ЛФК для детей с ДЦП подбирается для каждого индивидуально. В эти занятия обязательно входят: игры с мячиком, расслабляющие упражнения, занятия в сидячем и лежащем положении, а также стимулирующие небольшие нагрузки.

Интересно! Если у ребенка стоит диагноз спастическая диплегия, тогда занятия должны обязательно сопровождаться непрерывными движениями.

Виды комплексных упражнений

В программы ЛФК для с ДЦП входят несколько занятий, к которым можно отнести:

  • Поэтапная растяжка мышц, для этого следует раскачивать верхние и нижние конечности тела с плавным ускорением.
  • Фиксирование рук и ног с помощью шин в одном положении.
  • Расслабляющие упражнения для мышц. Необходимо фиксировать конечности поочередно. В итоге ослабляется высокий тонус мышц и уменьшается количество хаотичных взмахов и поддерживаний.
  • Ходьба. Ее можно делать на одном месте или осуществлять по кругу помещения. Таким образом, ребенок учится ходить правильно.
  • Плавное разгибание и сгибание, в области суставов с массированием мышц.
  • Подъем по наклону. Это упражнение осуществляется только при помощи инструктора. Эта процедура хорошо тренирует мышцы ног и пресса, а также учит малышей удерживать равновесие.
  • Упражнения на выработку выносливости (прыжки на батуте, скакалка, прохождение туннелей).

Важный момент! Вся процедура происходит только под руководством инструктора ЛФК для детей с ДЦП.

Как действует массаж в лечебной методике?

Также в комплексные упражнения ЛФК для детей ДЦП входят массажные процедуры. Они эффективно помогают пациентам расслабиться, улучшают кровообращение, приводят в норму обменные процессы и убирают спазмы. Чтобы улучшить состояние опорно-двигательного аппарата нужно использовать несколько видов массажа:

  • точечный;
  • сегментарный;
  • классический.

После первого знакомства с методиками массажа, родители могут его делать малышу самостоятельно дома. Этим процедурам учат на специализированных курсах.

Также недавно разработан еще один комплекс упражнений ЛФК с детьми ДЦП. К этим процедурам можно отнести:

  • Непрерывное поглаживание конечностей, это быстро расслабляет мышцы.
  • Валяние благотворно влияет на большие области тела.
  • Катание, хорошо действует на плечевые и тазобедренные суставы.
  • Легкое поколачивание, способствует быстрому расслаблению мышц.
  • Растирание тела при помощи ладони, эта процедура отлично стимулирует мышцы спины, бедер и ягодиц.
  • Поглаживания прерывные, хорошо держат в тонусе все мышцы.

Важный момент! Все упражнения и массажи должны быть дозированы, увеличивать их продолжительность нужно постепенно, по мере улучшения состояния пациента.

Водные процедуры в бассейне

Занятия ЛФК с детьми ДЦП должны быть разными, в этот комплекс входят водные процедуры. Маленькие детки любят воду, но этот процесс должен длиться не более получаса, потому что мышцам нельзя переутомляться.

Занятия должны быть системными, в день их можно делать 2-3 раза, разовое посещение бассейна будут не эффективным. К водным процедурам нужно приучать малышей постепенно.

В любой программе ЛФК для детей с ДЦП существуют упражнения на воде. Эти процедуры проводятся только под контролем инструктора. В них входят:

  • Окунание тела в воду по плечи.
  • Легкое покачивание на воде.
  • Водная гимнастика (горизонтальное положение на животе, взмахи руками и ногами).

Дополнительные тренажеры

Существуют несколько видов тренажеров ЛФК для детей с ДЦП. Например, коврик с ребристой поверхностью. Ребенка следует по не многу приучать ходить по нему босиком.

Благодаря экспандеру можно быстро разработать моторику у деток. Также можно для этого использовать маленькие мешочки с пшеном или рисом.

Прыгуны и ходунки, специально разработанные для малышей с детским церебральным параличем, у них есть ортопедические вставки. Перед покупкой дополнительных тренажеров необходимо проконсультироваться с врачом.

Инструктор ЛФК для детей с ДЦП помогает каждому ребенку делать упражнения правильно, поддерживая его морально и физически.

Интересно! Все программы лечебной физкультуры разрабатывались группой медиков и ученых, которые учитывали все сложности и нюансы заболевания.

Теперь у родителей есть отличная возможность вылечить своих малышей в реабилитационном центре «САКУРА». При регулярных занятиях ЛФК для детей с ДЦП – лечебной гимнастикой, массажами и водными процедурами эффект получается максимальным.

После этих упражнений у пациента входят в тонус сразу несколько групп мышц, повышается иммунитет, а также улучшается кровообращение и обмен веществ. Малышам необходимы эти процедуры, они хорошо влияют на их здоровье.

Медицинский центра “Сакура” принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Полезные статьи:

  • SWASH для лечения ДЦП
  • Коррекция двигательных возможностей

Источник: https://sakuramed.ru/metody-reabilitacii/lfk-dlya-detei

Реабилитация детей с ДЦП

Реабилитация детей с ДЦП: полезный комплекс упражнений

Детский церебральный паралич является тяжёлой болезнью, которая в большинстве случаев возникает в период внутриутробного развития. Дети страдают от значительного ухудшения двигательной функции, из-за чего им сложно вести полноценный образ жизни.

Полностью избавиться от болезни и клинических симптомов невозможно. При этом при правильной терапии можно значительно улучшить состояние ребёнка и приспособить к жизни. Реабилитация детей с ДЦП обязательно потребуется, потому как малышей важно адаптировать к обществу.

Существует немало восстановительных методов, с помощью которых можно значительно улучшить состояние пациентов.

Причины

Родителей интересует, из-за чего у ребёнка может возникнуть детский церебральный паралич.

Важно понимать, что патология может появиться в период внутриутробного развития, во время родов и после появления на свет малыша. Существует немало факторов, которые способствуют возникновению болезни.

Можно выделить основные из них, чтобы люди могли примерно понимать, в каких ситуациях формируется болезнь.

Главные причины:

Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное происходит под влиянием многих негативных факторов. В частности кислородное голодание способствуют возникновению церебрального паралича.

Преимущественно гипоксия возникает из-за проблем при беременности, то есть, из-за позднего токсикоза, инфекционных болезней и нарушения плацентарного кровообращения.

Как итог, под влиянием негативных факторов детский мозг не может развиваться в полном объёме.

  • Родовые травмы. Они вызывают поражение головного мозга. Нередко их можно получить в случае затяжных или скоротечных родов, при пониженной родовой активности, из-за узкого таза и неправильного размещения плода. Даже длительный безводный период может спровоцировать развитие у ребёнка ДЦП.
  • Заражение плода вирусной инфекцией. В особенности негативно на головном мозге сказывается герпес и краснуха.
  • Острые болезни матери, которые наблюдаются в период беременности. К ним можно отнести пороки сердца, ожирение, сахарный диабет и анемию.
  • Интоксикацию плода. Отравление вне зависимости от тяжести крайне негативно сказывается на состоянии малыша.
  • Ошибки медицинского персонала в период родов. Чтобы предотвратить возникновение данного фактора, важно выбирать хорошую клинику.
  • Резус-конфликт крови матери и ребёнка. Из-за него у малыша возникает ядерная желтуха, при этом в качестве осложнения возникает детский церебральный паралич.
  • Недоношенность и крайне низкий вес у ребенка. Если у женщины наблюдаются преждевременные роды, тогда примерно в 50% случаев у малыша могут диагностировать детский церебральный паралич.

Женщина должна планировать беременность и хорошо к ней подготовиться, чтобы снизить вероятность возникновения болезни. Важно выполнять профилактические меры, которые позволят уберечь малыша от церебрального паралича.

Если же болезнь уже была диагностирована, тогда потребуется реабилитация детей с ДЦП. Существует немало различных методик, с помощью которых можно восстановить несовершеннолетнего, который столкнулся с заболеванием.

Фазы развития

При реабилитации детей с ДЦП можно выделить конкретные ступени развития. Среди них можно выделить три основных вида, каждый из которых имеет свои особенности.

Фазы:

  • Ранняя. Она диагностируется у детей в возрасте до 5 месяцев. Проявляется задержкой в развитии несовершеннолетнего, а также в сохранении рефлексов, как у новорожденных. При этом малыш не может играть одной из рук из-за того, что нарушается тонус мышц.
  • Начальная резидуальная. Определяется у детей, которым до 3 лет. Стоит отметить, что дети с ДЦП к двум годам могут не пробовать разговаривать, при этом становится заметна асимметрия в теле. У ребёнка наблюдается повышенная потливость, при этом он может часто давиться свое слюной и едой. Малыши с церебральным параличом не могут полноценно двигаться.
  • Поздняя резидуальная. Она определяется у детей, которым уже больше 3 лет. При этом наблюдается тугоподвижность, укороченность ноги на повреждённой стороне, проблемы с зубами, а также судороги. Значительно нарушается качество слуха, речи и зрения, могут присутствовать расстройства мочеиспускания и дефекации.

Естественно, чем раньше будет диагностировано заболевание, тем проще будет проходить физическая реабилитация детей с ДЦП. Обязательно будет подбираться конкретная программа, при которой будет проходить адаптация.

Важно, чтобы с детьми работали специалисты, так как в этом случае точно удастся добиться успеха.

Родителям ни в коем случае нельзя откладывать реабилитацию на потом, её нужно начинать сразу после обнаружения тяжёлой патологии.

Основные сведения о методиках

Когда требуется реабилитация при ДЦП, обязательно потребуется комплексный подход к делу. Если использовать только один способ восстановления, тогда особого результата не будет. По этой причине важно подобрать разные техники, которые позволят значительно быстрее достичь нужного результата.

Самое важное при реабилитации – это социальная адаптация больного. Также потребуется выполнить обучение больного, позаботиться об эмоциональном развитии и о приобретении навыков общения.

Обязательно нужна физическая адаптация, потому как ребёнок должен приспособиться к особенностям своего организма. Понадобится коррекция двигательных дефектов в зависимости от ситуации.

Обязательно нужно расширять индивидуальные качества пациента.

Стоит выделить ряд методик, которые позволяют улучшить состояние ребёнка при ДЦП:

  • Массаж. Он обязательно назначается для малышей, у которых имеется детский церебральный паралич. Мануальный и точечный метод должен выполняться специалистом. Важно правильно выполнять все действия, чтобы значительно улучшить состояние пациента.
  • Лечебная физкультура. Она требуется для того, чтобы ребёнок поддерживал двигательную активность и учился управлять своим телом. При этом конкретные упражнения подбираются индивидуально для человека.
  • Использование аппаратных тренажеров и специальных приспособлений. С их помощью будет значительно проще улучшить состояние ребёнка.
  • Психологические адаптационные занятия. Она обязательно потребуется для больных малышей, потому как им важно смириться с вынужденным состоянием.
  • Логопедические упражнения. Малышу обязательно нужно заниматься с логопедом, а также выполнять техники артикуляционного логомассажа. Это позволит научиться лучше произносить звуки и слова.

Безусловно, для каждого малыша индивидуально определяется реабилитация при ДЦП. При выборе конкретного метода важно будет отталкиваться от того, помогает ли он ребёнку. Многие методики практикуются в специализированных центрах реабилитации. При этом некоторые способы можно использовать в домашних условиях, если родители хотят самостоятельно заниматься несовершеннолетним.

Важно понимать, что именно опытный специалист поможет более качественно пройти процесс восстановления, потому как он знает важные нюансы процедур и сможет корректировать подобранный комплекс.

Аппаратная реабилитация

Это один из главных методов восстановления, при котором применяется специализированное оборудование. Оно разработано специально для лечения детского паралича. При этом важно будет в зависимости от состояния ребёнка подбирать подходящие приспособления.

К основным элементам оборудования можно отнести следующие предметы:

  • Тренажёры. Например, применяются велотренажёры и устройство Гросса.
  • Ходунки и  вертикализатор. Они помогают детям научиться лучше двигаться и контролировать своё тело.
  • Виброплатформа.
  • Ортопедические предметы. В данную группу можно отнести различные вещи от обуви до специальных устройств, предназначенных для сидения.
  • Лесенки.
  • Гимнастические мячи. Они используются при занятиях лечебной гимнастикой.

Важно использовать специальные аппараты по той причине, что они предотвращают возникновение травм у малышей. Все объекты специально приспособлены под больных пациентов. При этом врачи должны сами решать, какие именно устройства окажутся полезными для конкретного ребёнка.

Крайне важно не допускать спастичности мышц, потому как это негативно влияет на состояние организма. Человек должен заниматься на виброплатформе, чтобы предотвратить нежелательное состояние. Также с её помощью удастся нарастить мышечную массу и улучшить координацию движений.

Помимо этого, дети часто используют специальные костюмы, которые будут воздействовать на ту или иную мышцу. Они также будут стимулировать мозговую деятельность, и выступать своего рода будильником для клеток, находящихся в спящем состоянии.

Специальные устройства потребуются даже в повседневной жизни, потому как с их помощью удастся облегчить участь малыша. Например, используются кресла-туалеты, инвалидные коляски и особые удерживающие устройства.

Некоторым детям рекомендована скандинавская ходьба, которая выполняется с использованием специальных палок. Этот вид упражнений будет развивать мышцы плечевого пояса, потому как пациенту придётся активно двигаться. Естественно, для выполнения подобного упражнения ребёнку нужна будет поддержка и помощь.

Бобат-терапия

Данная методика реабилитации детей с ДЦП используется для того, чтобы воздействовать на мозг малыша при помощи различных тактильных, сенсорных и других раздражителей. При этом будут применяться разные классические подходы. В частности человеку придётся пройти все стадии развития, например, переворачивание и вставание.

Потребуется использовать все специальные позы и положения тела. Понадобится подавлять ненужные движения, а также ребёнок должен стараться выполнять более качественно упражнения. Малышу обязательно нужно будет работать в команде, то есть, вместе со своей семьёй.

При этом один из основных принципов терапии – не причинять малышу боль и дискомфорт.

Метод Козявкина и Войта

С помощью метода Козявкина тоже выполняется реабилитация детей с ДЦП. Данная методика подразумевает применение мануальной терапии для того, чтобы корректировать позвоночник. Также потребуется электростимуляция мышц, различные гимнастические упражнения, тренажёры. Также используются особые костюмы, к примеру, спираль, чтобы упростить лечение для человека.

Методика Войта лучше всего использовать для детей, которым ещё не исполнился год. Он подразумевает применение комплекса упражнений, направленных на ползание и переворачивание.

Комплекс выполняется родителями пациента, при этом людям понадобится особая подготовка. Взрослые обязательно должны точно знать, как именно выполняется то или иное упражнение.

Важно проконсультироваться со специалистами, чтобы освоить данную технику реабилитации.

Иппотерапия и дельфинотерапия

Иппотерапия – это ещё один способ реабилитационного мероприятия, при которой ребёнка будут знакомить с лошадью. Больному малышу важно проводить время с животными, чтобы у него улучшалось настроение, а также происходила адаптация. В данной ситуации ребёнка будут учить езде верхом.

Данный метод полезен тем, что будет происходить рефлекторного сокращения мышц больного. В частности, человек, находясь на лошади, будет неосознанно сжимать ноги, пытаясь обхватить туловище животного. Помимо этого, во время езды на лошади начинают работать другие мышцы.

Отдельно стоит отметить, что лошадь во время движения будет отдавать своё тепло и выполнять массажный эффект. Помимо этого, она массирует ноги пациента и таз.

Если нет возможности обучаться верховой езде на ипподроме, тогда рекомендуется использовать специальный тренажёр. Он хоть и не заменит то тепло, которое отдаёт лошадь, но при этом остальные функции выполняет.

Естественно, по возможности стоит всё-таки постараться записаться на верховую езду. Потому как ребёнка важно общаться с животным, это будет положительно сказываться на состоянии здоровья.

Следует отметить, что дельфинотерапия даёт положительные результаты, более того, она уменьшает замкнутость и помогает ребёнку найти общий язык со сверстниками.

При этом прямой контакт с дельфином крайне приятен и полезен. Общение с живым существом будет положительно воздействовать на психическое состояние пациента.

При этом несовершеннолетний будет развивать свой интеллект, и улучшать речь.

Более того, во время процедуры тело ребёнка будет расслабляться. Благодаря этому наступит своего рода умиротворение. Дельфины, которые принимают участие в процедуре, специально обучены для взаимодействия с детьми.

Они не проявляют агрессию, но при этом всё занятие проходит под наблюдением доктора, а также с участием специалиста, который отвечает за живое существо. Все процедуры приятно проходят для больных детей и не приводят к возникновению негативных последствий.

Естественно, прежде чем выполнять дельфинотерапию, обязательно нужно посоветоваться с врачом по поводу данной методики лечения.

Правильным решением будет посещать специальный реабилитационный центр. Там работают специалисты, которые знают, как помочь детям с церебральным параличом. При этом родители и в домашних условиях должны позаботиться о том, чтобы улучшить самочувствие ребёнка. Только в такой ситуации удастся добиться положительного результата и значительно повысить качество жизни ребёнка.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/dtsp/reabilitatsiya-detej.html

Реабилитация детей с ДЦП, как это выглядит со стороны..

Реабилитация детей с ДЦП: полезный комплекс упражнений
sh: 1: –format=html: not found

Детский церебральный паралич (ДЦП) серьезное неврологическое заболевание, которое, к большому сожалению, навсегда делает человека инвалидом. Облегчить и без того нелегкую жизнь больных помогает реабилитация детей с ДЦП, которая включает в себя различные методики и программы, которые направлены на устранение последствий болезни.

Программы и методики

При реабилитации инвалидов с ДЦП важен комплексный подход, так как использование какой-то отдельной методики или способа не даст действенного результата.

Именно совокупность техник, которые включены в ту или иную программу реабилитации позволяет достичь нужного эффекта.

Самое главное, для чего требуется реабилитация — социальная адаптация больного.

Помимо того, средства реабилитации для детей с ДЦП необходимы для:

  • коррекции двигательных дефектов;
  • обучения больного;
  • эмоциональное развитие;
  • приобретение навыков общения;
  • физическая адаптация;
  • расширение индивидуальных качеств пациента.

Для достижения данных результатов применяются следующие методы:

  • массаж при ДЦП (мануальный или точечный — главное, чтобы он выполнялся массажистом, имеющим опыт в подобных массажах);
  • лечебная физкультура (ЛФК) (упражнения подбираются индивидуально);
  • бобат-терапия;
  • использование аппаратных тренажеров и приспособлений;
  • логопедические упражнения (включают в себя не только занятия с логопедом, но и различные методики вроде артикуляционного логомассажа);
  • психологические адаптационные занятия;
  • иппотерапия (дельфинотерапия);
  • бальнеотерапия.

В некоторых случаях применяются медикаментозные препараты и нейрохирургические вмешательства.

В большинстве случаев подобные методики применяются в специализированных реабилитационных центрах. Естественно, возможно использование некоторых методик и в домашних условиях, однако, опытный специалист в состоянии это выполнить более качественно.

Дельфинотерапия

Для ребенка с ДЦП одним из самых сложным моментов его жизни является полноценное общение со сверстниками. Именно на снижение замкнутости и направлена дельфинотерапия.

Прямой контакт с дельфином наверное, наиболее приятная из всех процедура.

Естественно, не само животное, а факт общения с ним оказывает положительное воздействие на психическое состояние малыша, провоцирует улучшение речи и интеллекта.

Плавание вместе с дельфиномТело ребенка во время дельфинотерапии расслабляется, наступает некое умиротворение.

Дельфины, которые принимают участие в таком лечении специально обучены и не агрессивны. Тем не менее занятия проходят под наблюдением врача и человека, ответственного за животное.

Бобат-Терапия

Методика, которая заключается в стимуляции головного мозга с помощью сенсорных, тактильных и иных раздражителей.

Бобат-терапия имеет несколько классических подходов, в том числе:

  • последовательное прохождение всех стадий развития ребенка (переворачивание, вставание и т. д.);
  • использование специальных поз и положений тела;
  • подавление ненужных движений (ингибиция);
  • использование правил меньше, но качественней (лучше ребенок выполнит меньше упражнений, но выполнит их более качественно);
  • командная (семейная работа с малышом).
Ребенок занимается на специальной сенсорной панели

Один из основных принципов такой терапии — не причинить больному дискомфорт или боль (в некоторых ситуациях применяют удерживание конечностей при помощи бинта).

Бальнеотерапия

Бальнеотерапия — это процесс реабилитации, который заключается в принятии больным ванн с природной минеральной или искусственной минеральной водой. Такие процедуры проводятся, как правило, в специализированных комплексах.

Различают два вида ванн, показанных при ДЦП:

После приема подобных ванн у больного происходит:
улучшение иммунитета

  • снижение давления;
  • снижение сердечного ритма;
  • стабилизация дыхания;
  • ускорение регенерации клеток;
  • снижение болевого синдрома;
  • расслабление мышц.

Тем не менее ограничение реабилитационных мероприятий при ДЦП лишь бальнеотерапией неверно, так как эффект будет неполный и кратковременный.

Метод Козявкина

Данный метод носит название украинского невролога и он заключается в мультимодальном подходе к реабилитации. Метод Козявкина включает в себя:

  • коррекцию позвоночного столба (мануальная терапия);
  • электростимуляция мышц;
  • гимнастические упражнения;
  • применение продуктов пчеловодства;
  • использование тренажеров;
  • применение специализированных костюмов («Спираль и т. п.»).
Специальный нагрузочный костюм

Метод Войта

Лечение пациентов по методу Войта имеет эффект если оно проводится с детьми до года, так как включает в себя комплекс упражнений на переворачивание и ползание.

Данный комплекс выполняется родителями больного и требует от них серьезной подготовки, как в знании порядка выполнения того или иного упражнения, так и в психологическом плане.

Психологическая подготовка необходима для того, чтобы адекватно реагировать на протесты ребенка, которые будут в обязательном порядке (это не имеет отношение к боли, так как упражнения не вызывают боли, а лишь чувство страха у новорожденного).

Адаптивная методика Войта позволяет свести к минимуму проявления детского церебрального паралича (если реабилитация начата заблаговременно, в самом начале прогрессирования недуга).

Иппотерапия

Еще один метод реабилитационного мероприятия — иппотерапия. Заключается в общении больного ДЦП с лошадью. Общение не похоже на общение с дельфином, где пациент находится рядом с животным. В данном случае происходит обучение верховой езде.

Польза такого метода заключается в рефлекторном сокращении мышц больного. В частности, пациент, находясь на лошади, неосознанно сжимает ноги, обхватывая туловище животного, старается не упасть. Кроме того, начинают работать остальные мышцы.

Лошадь, в свою очередь, двигаясь, отдает свое тепло и осуществляет массажный эффект — массирует ноги больного и таз.

В том случае, если нет возможности посещать ипподром или обучаться верховой езде, альтернатива иппотренажер. Естественно, тепло лошади он не заменит, да и сам факт общения с живым существом, но остальные функции, перечисленные выше, заменит с лихвой.

Занятия с инструктором (один из этапов)

Еще один неоспоримый плюс такого тренажера — возможность его размещения дома.

Методика Монтессори

Данная методика основана на естественном развитии ребенка. Смысл в том, чтобы не заставлять больного, а помогать ему, что позволит пациенту лучше адаптироваться.

Средствами выступают специальные материалы, по которым малыш сможет заниматься самостоятельно. Каждый материал подобран под определенный возраст. К примеру, до шести лет происходит развитие речи, до пяти лет тактильные ощущения, социализация закладывается с трех до шести лет.

Индивидуальные занятия

Взрослые ни в коем случае не оказывают давление на малыша, все происходит максимально естественно.

Реабилитационные центры

Самый лучший вариант для родителей, у которых малыш страдает ДЦП — воспользоваться услугами реабилитационных центров. Реабилитационный центр (в некоторых случаях санаторий или пансионат) — это специализированное учреждение, в котором производится максимально полная реабилитация и применяется индивидуальный подход к каждому пациенту.

Программа реабилитации таких центров включает в себя не только оказание помощи пациенту, но и подготовку его родителей к самостоятельному проведению тех или иных процедур в домашних условиях, после окончания восстановительного курса.

Подобные центры имеются во многих городах России — Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Белгород, Тула и т. п.

Не стоит забывать и о благоприятном влиянии на организм малыша санаторно-курортного лечения на море.

Лыжи мечты

Данная программа реабилитации подразумевает под собой лечение ДЦП посредством занятий на горных лыжах.

Программа некоммерческая и существует на добровольные пожертвования неравнодушных людей.

Основа ее в том, что дети и взрослые, больные ДЦП занимаются горнолыжным спортом под чутким руководством опытных инструкторов. Занятия проходят не в кабинете врача, а на знаменитых горнолыжных курортах России и заграницы.

Эффективность подобной методики довольно велика, так как многие участники программы «Лыжи мечты» начали не просто ходить, но и показывают неплохие результаты в данном виде спорта.

Занятия по лыжной подготовке

Бег на лыжах отличное решение для активных детей с ДЦП.

Логопедическая адаптация

Огромное значение в реабилитации пациентов с ДЦП оказывает логопедия, которая включает в себя следующие принципы:

  • развитие грамотной речи;
  • улучшение артикуляции;
  • формирование речевого дыхания;
  • развитие речевого потока;
  • увеличение силы голоса;
  • борьба с нарушениями при произношении отдельных слов или фраз.
Занятия с картинками

Социальная адаптация

Социальная адаптация наиболее сложный процесс реабилитации больного ДЦП, который требует значительно больше времени и затраченных усилий. К сожалению ,общество еще довольно осторожно относится к больным с подобными недугами, что делает процесс сложности адаптации еще более высоким.

Включает в себя следующие виды адаптации:

  • социально-культурная;
  • социально-бытовую;
  • социальное поведение;
  • труд;
  • индивидуальный подход.

Сложный характер больных ДЦП зачастую затрудняют их социализацию, поэтому в том учреждении, которое будет посещать больной в обязательном порядке должны быть обученные специалисты.

Более того, родители должны самостоятельно позаботиться об адаптации малыша к общению со сверстниками. В частности, мама и папа должны взять на себя воспитание у малыша таких умений, как:

  • расширение словарного запаса;
  • формирование навыков личной гигиены;
  • закладывание культуры;
  • развитие навыков самостоятельного обслуживания.

Для социализации больных можно использовать интернет, несомненно, все должно проходить под контролем взрослых.

Итак, реабилитация детей с ДЦП играет огромную роль в нормализации жизни больных и их социальной адаптации. Стоит отнестись к ней с должным вниманием и по возможности проводить максимально полно. Берегите своих близких!

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник: https://zen.yandex.by/media/id/595f61ded7d0a69b431e48f9/reabilitaciia-detei-s-dcp-kak-eto-vygliadit-so-storony-5db14ef2f73d9d00b1033a53?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=1895387461.509.1579325941143.43496&integration=publishers_platform_yandex

Физическая реабилитация детей при детском церебральном параличе (стр. 1 из 4)

Реабилитация детей с ДЦП: полезный комплекс упражнений

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Горловский филиал

Кафедра физической реабилитации

Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПЕДИАТРИИ

ТЕМА: ”Физическая реабилитация детей при детском церебральном

параличе”

Выполнил:

студент 5-го курса группы ФР-01

дневного отделения

факультета “Физическая реабилитация”

Васькин Константин Евгеньевич

Руководитель: Симарова А.В.

2006

СОДЕРЖАНИЕ

1 Краткая характеристика заболевания ДЦП………………………………..… 3

2 Массаж при ДЦП……………………………………………………………….. 4

3 ЛФК и лечебная гимнастика при ДЦП………………………………………… 6

3.1 Основные комплексы коррекционных физических упражнений и методика их применения…………………………………………………………………. 7

3.1.1 Упражнения для формирования вертикального положения головы …….8

3.1.2 Упражнения для формирования положения на четвереньках…………..10

3.1.3 Упражнения для формирования функции сидения………………………11

3.1.4 Упражнения для формирования умения самостоятельно стоять ….…..14

3.1.5 Упражнение для формирования самостоятельной ходьбы …….………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..17

1. Краткая характеристика заболевания ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Заболеваемость ДЦП имеет тенденцию к увеличению и составляет 1,88 случаев на 1000 детей.

Этиология данного заболевания многообразна – на сегодняшний день известно свыше 400 вредных факторов.

Особенно опасными считаются: гипоксия, вирусные, соматические заболевания в первой трети беременности, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности, высокая масса новорожденного, возраст мамы старше 35 лет (особенно при первой беременности), инфекции или травмы в ранний постнатальный период.

ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др.

При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде.

Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п.

ДЦП изучается с 1853 года (хирург-ортопед Литтл). За это время пердложено несколько классификаций данного заболевания. В соответствии с классификацией выделяют 5 клинических форм детского церебрального паралича – двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая, атонически-астатическая форма.

Для всех форм характерны двигательные нарушения рефлекторного характера. Движения возможны, но они не управляются ребенком: присутствуют компенсаторные движения и порочный двигательный стереотип, нарушена координация, повышен тонус мышц.

Детский церебральный паралич не прогрессирует. По мере роста и развития ребенка могут отмечаться уменьшения клинических симптомов болезни.

Различают 4 периода восстановления двигательной сферы и социальной ориентации больного ребенка.

1 Острый период длительностью 7-14 дней. Отмечается прогрессирующее течение заболевания, выраженные двигательные расстройства, в ряде случаев – наличие периодических судорожных приступов.

2 – 3. Восстановительный период (ранний – до 2 месяцев, поздний – до 1-2лет) характеризуется выраженным ранним тоническим рефлексом, который сохраняется дольше нормальных сроков, сдерживая своевременное появление установочных рефлексов и развитие движений. Страдают или отсутствуют врожденные рефлексы.

4. Период остаточных явлений начинается с двухлетнего возраста и продолжается в детстве и юношестве, а при тяжелых формах – пожизненно. Качество восстановительных мероприятий в этом периоде во многом зависит от предшествующего систематического лечения. Отсутствие раннего лечения вызывает формирование порочных поз и движений, затрудняя нормализацию двигательной сферы ребенка

2 Массаж при ДЦП

В последние два десятилетия общепризнанно, что систематическое комплексное лечение, включающее ЛФК и массаж, значительно улучшают состояние у большинства больных. Резкое повышение тонуса, особенно в сгибателях и приводящих (аддукторах) мышцах, способствует образованию контрактур.

Такие больные с трудом передвигаются, перекрещивая ноги. Они с трудом (или не могут) выполняют точные движения рукой (пользуются ложкой, карандашом). Нередко нарушается интеллект. Больные ДЦП физически и психически отстают в развитии от своих сверстников.

Вследствие пареза, паралича мышц, конечностей, их укорочения, неправильной походки, позы при сидении, как правило, нарушается осанка и наблюдаются сколиозы, кифосколиозы, патологические изменения в стопе.

Нередко констатируются изменения внутренних органов вегетативной нервной системы и обменных процессов.

Цель массажа: понизить рефлекторную возбудимость мышц, предупредить развитие контрактур, уменьшить синкинезии, стимулировать функцию паретических мышц, улучшить лимфо- и кровообращение, уменьшить трофические расстройства.

Перед массажем необходимо обеспечить максимальное расслабление мышц, подобрав исходное положение и упражнения на расслабление. Массаж проводится дифференцированно.

Поглаживание, растирание, разминание сокращенных мышц с повышенным тонусом проводится нежно, плавно, в медленном темпе. Более глубокий массаж с приёмами вибрации (стегание, поколачивание) применяют для растянутых мышц.

Обязателен массаж паравертебральных спинномозговых сегментов. Методика и техника массажа такие же, как при инсультах.

Однако массажист должен учитывать, что перед ним ребёнок, что этот больной не только не может выполнить движения, но и никогда его не выполнял и поэтому не имеет представления, как его выполнить. Кроме того, ребёнок не понимает необходимости лечения, у него менее концентрируется внимание, чем у взрослого.

Следует учитывать и то, что больные ДЦП часто замкнуты, раздражительны. Поэтому массажист должен быть выдержанным, терпеливым, ласковым с ребенком, расположить его к себе. В кабинете должны быть игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Во время массажа необходимо поддерживать контакт с ребёнком разговором, игрой, создавая положительный эмоциональный фон.

В настоящее время имеется целый ряд методик массажа. Каждая из них целесообразна в конкретном случае. Знание большего количества методик необходимо и для умелого подбора приёмов в случаях, когда какая-либо система приёмов оказывается неэффективной.

При использовании любой методики необходимо добиться расслабления мышц. С этой целью проводят подготовительный массаж, используя специальные укладки и упражнения на расслабление. Например, нисходящий массаж с втиранием анестезиновой мази.

Рекомендуется втирать мазь охватывающим поглаживанием сверху вниз, не затрагивая сухожилий, до появления ощущения тепла. Для расслабления крупных мышечных групп применяют валяние (разминание), при котором мышечная масса больных как бы переваливается с одной руки массажиста на другую.

Для расслабления мышц плечевого и тазобедренного суставов предлагается катание, при котором как бы «катают» двумя руками в направлении от себя к себе, как скалку на тесте.

В целях расслабления мышц перед массажем можно использовать приём потряхивания. Для расслабления кисти или стопы массажист захватывает предплечье или голень одной рукой и совершает ряд коротких и длинных движений в виде потряхивания.

Причем потряхивания сначала выполняют в малом объёме и плавно, а затем по мере наступления расслабления мышц амплитуда и скорость их возрастают. Для расслабления мышц на всей руке или ноге массажист захватывает конечность за дистальный отдел.

Руку берут за кисть, фиксируя лучезапястный сустав, ногу – за голеностопный сустав. Затем совершают встряхивающие движения вверх – вниз и в стороны.

Для расслабления мышц с успехом применяют точечный (тормозной) массаж.

Так при атонически-астатической форме ДЦП назначают стимулирующий (возбуждающий) точечный массаж в виде пунктации коротких, резких, быстрых надавливаний одним или несколькими пальцами аналогичных точек, находящихся на коже над мышцами, участвующими в движении. Палец не задерживают на точке, а быстро отнимают. Повторяют несколько раз в каждой точке.

В некоторых случаях рекомендуется на одни и те же точки оказывать тормозное или возбуждающее действие в зависимости от цели массажа – расслабить мышцы или стимулировать их.

Для снижения гипертонуса мышц рекомендуют вибрацию как метод рефлекторной терапии, проводимый с помощью портативного электровибратора,предназначенного для массажа лица. Массаж лица и воротниковой зоны оказывает расслабляющее действие на мимические мышцы и способствует лечению нарушений речи.

Для расслабления мышц живота предложен так называемый звуковой массаж, т.е. выполнение массажа живота в сочетании с гимнастикой и одновременным произношением звуков.

Во время массажа живота (только по часовой стрелке) или тактильного раздражения отдельных участков живота больной произносит звуки «ш-ш», «р-р-р» и другие, покашливает.

Высокоэффективным способом снижения мышечного тонуса являются покачивания ребёнка на мяче в положении лёжа на спине, на животе, на боку, в сочетании с массажем спины, шеи, ягодиц. Рекомендуется также для снижения гипертонуса мышц сочетать пассивное растяжение напряженной мышцы с одновременным стимуляционным массажем мышц-антагонистов.

Источник: https://mirznanii.com/a/152539/fizicheskaya-reabilitatsiya-detey-pri-detskom-tserebralnom-paraliche

Врач-Невролог
Добавить комментарий