Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

Семантическая афазия

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

Семантическая афазия — это системное речевое расстройство, возникающее при поражении области височно-теменно-затылочного стыка левого полушария.

Характеризуется нарушением понимания семантики, сложных грамматических конструкций, расстройством зрительно-пространственного гнозиса, акалькулией, элементами апраксии.

Диагностика включает логопедическое и неврологическое обследование, церебральную нейровизуализацию, исследование мозговой гемодинамики, анализ цереброспинальной жидкости. Логопедическая коррекция проводится поэтапно на фоне этиопатогенетической терапии и восстановительного лечения.

Семантическая афазия впервые описана английским врачом-неврологом Генри Хэдом, затем подробно изучена отечественным учёным А. Р. Лурией. Патология представляет собой расстройство глубинного понимания значения слова в контексте тонких логико-грамматических речевых конструкций.

Поскольку в основе афазии лежит нарушение восприятия семантики слова, в логопедии она получила название «семантическая». Данный вид нарушения речи рассматривается как составная часть синдрома ТПО, возникающего при патологии церебральной коры на стыке височной (темпоральной), теменной (париетальной) и затылочной (окципитальной) долей.

Наиболее часто семантическая афазия встречается вследствие перенесённого инсульта у пациентов среднего и пожилого возраста.

Семантическая афазия

Синдром ТПО развивается вследствие поражения коры темпоро-парието-окципитального стыка.

Среди непосредственных причин патологии основная доля принадлежит острым цереброваскулярным нарушениям (инсультам), факторами риска которых выступают атеросклероз, артериальная гипертензия, мерцательная аритмия, клапанные пороки, сахарный диабет, васкулит мозговых сосудов. Прочими возможными этиофакторами являются:

  • Опухоли головного мозга. Инвазивные внутримозговые опухоли (глиобластомы, медуллобластомы) ТПО локализации прорастают окружающие ткани, разрушая кору и её связи с нижележащими структурами. Неинвазивные неоплазии по мере роста сдавливают кору, что приводит к дисфункции и гибели нейронов.
  • Черепно-мозговые травмы. Происходит непосредственное повреждение нейронов зоны ТПО в момент травмы или их последующая компрессия нарастающей посттравматической гематомой. Возможно ятрогенное травмирование коры при проведении нейрохирургических вмешательств.
  • Воспалительные процессы. Энцефалиты, менингоэнцефалиты, абсцессы головного мозга специфической (туберкулёз, сифилис) и неспецифической (бактериальной, вирусной, грибковой) этиологии обуславливают развитие воспалительных изменений. В условиях воспаления возникает дисфункция нейронов коры, и появляется семантическая афазия.
  • Нейродегенеративные заболевания. В начальном периоде прогрессирующие церебральные нейродегенерации (например, болезнь Альцгеймера) обуславливают умеренную дисфункцию нейронов ТПО стыка. Затем прогрессирующая атрофия коры приводит к более грубым смешанным расстройствам речи.

Этиофакторы вызывают поражение темпоро-парието-окципитальной области мозговой коры (поля 21, 37, 39, 40 по Бродману), которые являются третичными полями блока приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации.

Задача данных полей — объединение полимодальной информации (симультанный синтез). Семантическая афазия возникает вследствие расстройств указанных функций, необходимых для объединения деталей в единое целое. Первичное понимание слова, связанное с его звучанием, сохранено.

Нарушения касаются процесса дальнейшего уточнения смысла слова в контексте предложения, что ведёт к дефектам понимания обращённой речи.

Параллельно возникают расстройства пространственного восприятия, конструктивная апраксия, элементы специфической амнезии с трудностями поиска отдельных, необходимых для формирования высказывания слов.

В литературе понятие о степенях тяжести данной патологии размыто. Большинство авторов полагает, что существуют преимущественно лёгкая и среднетяжёлая степень нарушений. Однако указания отдельных специалистов на наблюдаемые ими случаи грубо выраженной симптоматики позволили выделить также тяжёлую степень. Таким образом, семантическая афазия классифицируется на 3 степени тяжести:

  • Лёгкую. Нарушено установление причинно-следственных связей. Возникают сложности при подборе синонимов и антонимов, интерпретации сложных речевых оборотов. Наблюдаются трудности в решении логических задач.
  • Среднетяжёлую. Затруднено понимание логико-грамматических конструкций и переносного смысла слов. Отмечаются существенные трудности в решении математических задач, выполнении счётных операций.
  • Тяжёлую. Выраженные расстройства зрительно-пространственного восприятия: апрактоагнозия, акалькулия, нарушение схемы тела. Понимание грамматических оборотов и предложно-падежных конструкций недоступно.

В клинической картине грубые речевые нарушения отсутствуют. Фразовая экспрессивная речь обычная по объёму и темпу, но строится простыми предложениями без употребления сложных синтаксических конструкций. Возможны аграмматизмы. Пациент отлично понимает отдельные слова и просто построенную речь.

Усложнение используемых собеседником речевых конструкций вызывает непонимание и растерянность. Затруднено восприятие причастных и деепричастных оборотов, синтаксических конструкций, отражающих причинно-следственную связь, пространственное расположение.

Утрачивается смысл поговорок, пословиц, метафор, общепринятых выражений – они воспринимаются буквально, интерпретируются в прямом значении слов.

У больного нарушено понимание семантики слова: слова воспринимаются предметно без учёта их грамматической формы.

Например, существительные «бег», «прыжок» пациенты относят к глаголам, а глаголы «зеленеть», «хорошеть» – к прилагательным.

Нарушение понимания грамматической категории слова (части речи, рода, падежа, числа) обуславливает невозможность выполнения инструкций типа «Покажите стакан карандашом», «Покажите зеркало указкой».

Семантическая афазия сочетается со зрительно-пространственной агнозией — искажённым восприятием пространственного взаимоотношения предметов. В результате нарушается понимание речевых конструкций с предлогами (под, над, на, в), сравнительных форм (меньше, больше), атрибутивного родительного падежа (пальто отца, машина водителя), временных оборотов (перед выходными, после зимы).

Нарушается восприятие географических карт, ориентировка по часам. Наблюдается пространственно-конструктивная апраксия — пациент не способен расположить предметы по заданию «ручку слева от линейки и справа от ластика». Потеря ориентировки в числовых разрядах и конструктивная апраксия делают затруднительным последовательное выполнение ряда счётных операций, развивается акалькулия.

В ряде случаев семантическая афазия сопровождается амнестическими трудностями, выражающимися в затруднении поиска названия предмета или понятия при построении высказываний.

В подобных ситуациях пациенты используют синтагматический приём описания функции («то, чем рисуют») или называют категориальную принадлежность предмета («такая мебель»). Письменная речь упрощена, не содержит сложных грамматических оборотов.

Чтение сохранно, но возникают затруднения в понимании длинных предложений, имеющих сложную конструкцию.

Поскольку семантическая афазия редко бывает грубой, она часто не диагностируется неврологами. Выявление речевых нарушений возможно только при выполнении специальных заданий. Верификация вида церебрального поражения требует проведения инструментальных исследований. Наибольшую диагностическую ценность представляют следующие обследования:

  • Консультация невролога. Включает сбор анамнеза: наличие ЧМТ, контакт с инфекционным больным, первые признаки заболевания, характер и темп их развития. В неврологическом статусе возможна асимметрия рефлексов, умеренный правосторонний гемипарез, гемигипестезия. При помощи специального тестирования выявляется расстройство пространственного гнозиса и праксиса, акалькулия.
  • Консультация логопеда. Диагностирует затруднённое восприятие сложных высказываний, нарушения семантики слова, пространственно-конструктивных взаимоотношений, элементы амнезии при поиске необходимого слова. Исследование слухоречевой памяти патологии не определяет. Артикуляция полностью сохранна. Письмо и чтение затруднительны при работе с грамматически сложными предложениями.
  • МРТ головного мозга. Нейровизуализация зоны ТПО позволяет определить размер и характер её поражения. Чаще всего наблюдаются постинсультные очаги. Возможно выявление воспалительных фокусов, атрофических очагов, абсцесса, опухоли, кисты головного мозга. При противопоказаниях к МРТ, наличии гематомы может потребоваться проведение церебральной КТ.
  • Цереброваскулярные исследования. Оценка гемодинамики осуществляется при помощи транскраниальной УЗДГ, дуплексного сканирования, МРТ церебральных сосудов. Обследование позволяет диагностировать гемодинамические расстройства в бассейне левой среднемозговой артерии.
  • Люмбальная пункция. Производится при предположении о наличии нейроинфекции. Даёт возможность оценить ликворное давление и получить цереброспинальную жидкость. В случае воспалительного характера заболевания анализ ликвора выявляет цитоз с преобладанием лейко- или лимфоцитов, умеренное увеличение белка.

Дифференциальная диагностика проводится с прочими речевыми нарушениями. От дизартрии афазия отличается полной сохранностью функционирования артикуляционных органов.

В отличие от акустико-гностической, акустико-мнестической афазий, семантическая протекает с сохранением фонематического восприятия, слухоречевой памяти.

Динамическая афазия характеризуется ограничением экспрессивной речи, стереотипностью высказываний, семантическая — нормальным объёмом речевой продукции.

Речевая реабилитация начинается на фоне этиотропной терапии, направленной на устранение причинной патологии, и продолжается параллельно с другими методиками восстановительного лечения.

Поскольку лёгкий речевой дефект существенно не ограничивает коммуникативные способности больного, его коррекция осуществляется, если пациент осознаёт и желает исправить существующую дисфункцию.

Реабилитационная работа проводится неврологом, логопедом, нейропсихологом, реабилитологом на фоне медикаментозной нейропротекторной терапии ноотропами, нейрометаболитами, вазоактивными фармпрепаратами. Основными этапами логопедической коррекции являются:

  • Восстановление зрительно-пространственного восприятия. Достигается упражнениями с дорисовыванием картинок, расположением предметов по заданию, указанием причинно-следственных взаимосвязей. При грубых проявлениях проводится разбор схемы тела.
  • Восстановление семантики. Осуществляется анализ различных грамматических форм слова, дифференциация логико-грамматических оборотов, подбор синонимов/антонимов, толкование стойких речевых высказываний. Нарабатывается употребление слов в различных грамматических конструкциях.
  • Восстановление счётных операций. Тяжёлая семантическая афазия требует восстановления восприятия математических знаков, умения решать простейшие примеры. При средней тяжести нарушений разбирается этапность решения сложных математических выражений, при лёгкой — логических задач.

Успешность коррекционной работы зависит от этиологии церебрального поражения, эффективности его терапии, степени мотивации и возраста больного.

Своевременное логопедическое лечение способно скорректировать посттравматическую, поствоспалительную и постинсультную афазию практически до нормы. Более серьёзный прогноз имеют прогрессирующие опухолевые и дегенеративные процессы.

Профилактика заключается в предупреждении различных поражений мозговой ткани ТПО области: травм головы, цереброваскулярной патологии, инфекционных болезней, онкогенных воздействий.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/semantic-aphasia

Речевая афазия

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

1. Определение понятия афазия

2. Афазия и речь: виды

3. Факторы возникновения речевой афазии

 3.1 Сосудистый фактор

 3.2 Травматический фактор

 3.3 Опухолевыйи фактор

4. Восстановление и коррекция речи у больных афазией

В настоящее время в Российской Федерации лидирующее место по причинам смертности и стойкой инвалидизации населения занимает острое нарушение мозгового кровообращение, на втором месте находятся черепно-мозговые травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях. Одним из частых проявлений повреждения головного мозга является афазия.

В зависимости от зоны поражения головного мозга афазия может принимать тот или иной характер и имеет значительные различия в нарушаемых функциях речеобразования и её же восприятия.

Обследование пациента, страдающего афазией требует комплексного диагностического подхода, а лечением и последующей реабилитацией занимаются врачи самых разных специализаций. Особая задача ложится на близких и родственников пациента, так как только они могут полноценно сформировать мотивацию больного к полноценной реабилитации и восстановлению.

Роль специалистов сводится к обучению как больного, так и его близких к правильному взаимодействию между собой – это и является залогом успешной реабилитации больного.

Проблема связанная с афазией требует тщательного подхода, так как полноценная реабилитация таких больных в значительной степени повышает качество последующей жизни. 

Определение понятия афазия

Дословно термин афазия переводится с греческого, как «не говорю». Как правило данная патология возникает у взрослого населения, но вполне возможно развитие у детей, речь которых более-менее успела сформироваться, то есть начиная с трёх лет и старше.

В клинической неврологической практике термин афазия имеет следующее значение – это нарушение речевой функции системного характера, заключающееся либо в частичной, либо в тотальной утрате сформированной речевой функции.

Данное определение подразумевает под собой нахождение дефекта в центральной нервной системе, наличие поражения речевых зон коры больших полушарий и вытекающих отсюда нарушений речи, которые поражают как внутреннюю, так и внешнюю речь.

Клинически афазия может быть различной степени выраженности и как правило не является единственным или изолированным проявлением поражения головного мозга. При этом её развитие и тяжесть зависят от локализации и объёма поражения. 

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

  • Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения. 

Сенсорная или моторная афазия – возникает в более отдалённые период после поражения нервной ткани головного мозга. Пациент осознаёт обращённую к нему речь, но при этом у его собственной речи формируется так называемый «речевой эмбол» – многократно повторяющееся, звуковое сочетание или слова, произносимые с различной интонацией. 

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей. 

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

  • Динамическая – характеризуется дефектом внутренней речи и невозможностью её оформления, высказывания и реализации. Возникает в результате травматизации префронтальной области левого полушария.
  • Афферентная моторная афазия – проявляется при поражении теменной и задне-центральной области корковых структур. Ключевой дефект заключается в невозможности правильно подобрать нужный звук для корректного произношения слова. Т.е. пациент не способен отличит близкие по произношению звуки.
  • Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Проявляется «телеграфным» стилем высказывания и проблемами переключения с одного слова на другое, так же возникают трудности в чтении и письме. Возникает при травме нижних отделов коры больших полушарий – так называемого речевого двигательного центра Брока.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия – заключается в потере способности восприятия звуковой стороны речи. Амнестическая афазия – проявляется сложностями при определении названия предмета несмотря на то, что пациент знает для чего нужен этот предмет и как им воспользоваться. Возникает при травматизации теменно-височной области. Амнестическую афазию подразделяют на три формы: акустико-мнестическая, оптико-мнестическая и номинальная. Акустико-мнестическая форма характеризуется проблемами запоминания поступающей информации, значительно уменьшается объём памяти и тормозится слухо-речевое восприятие. При оптико-мнестической афазии поражается зрительная память. Номинальная афазия также проявляется сложностями называния предмета, а также является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия – основной дефект этой формы афазии проявляется в нарушении анализа речевых конструкций и синтеза речи. 

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

  1. Неплавная афазия – проявляется затруднением произношения предложений и возникает при травматизации передних долей полушарий головного мозга.
  2. «Задняя» афазия – характеризуется сохранением плавной и понятной речи. Возникает при повреждении задних отделов полушарий. 

Сосудистый фактор

Сосудистый фактор включает в себя такие заболевания, как инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения. Основные виды инсульта ишемический и геморрагический.

Причинами развития ишемического инсульта являются: стеноз, тромбоз, эмболия, тромбоэмболия церебральных сосудов. В большинстве случаев ишемический инсульт головного мозга возникает в результате отрыва нестабильной атеросклеротической бляшки, которая локализуется в месте бифуркации внутренней и наружной сонных артерий. Менее частой причиной является артериальная гипотония.

Причинами геморрагического инсульта может стать врождённая патология церебральных сосудов – сосудистая мальформация или аневризма. Провокатором или триггером развития геморрагического инсульта может стать гипертоническая болезнь, в частности гипертонический криз. 

Травматический фактор

Травматический фактор возникает практически также часто, как и инсульт. Травмы головного мозга могут быть открытого и закрытого типа.

При открытых травмах прибегают к срочному хирургическому вмешательству – первичная хирургическая обработка травматической раны (удаление осколков, кровяных сгустков, очищение раны), а при закрытых может быть выполнена трепанация черепа или назначено медикаментозное лечение с постоянным мониторингом динамики состояния пострадавшего. Консервативная терапия направлена на скорейшее рассасывание гематом.

Важно отметить, что и при открытых травмах и при закрытых речевые зоны поражаются одинаково часто. Кроме того, существует опасность тотального поражения мозга – контузия. При этом будут наблюдаться не только очаговые поражения, но будут наблюдаться изменения течения нервных процессов – торможение, истощение, снижение их интенсивности. 

Опухолевый фактор

Поражение центральной нервной системы опухолевого генеза может быть вызвано ростом доброкачественной или злокачественной опухоли.

При этом может происходить непосредственное сдавление речевых центров или их поражение в результате дислокации (деформации) структур головного мозга.

Радикальное лечение может быть только оперативным, однако, существует ряд случаев, когда удаление опухоли невозможно в связи с высоким риском повреждения жизненно важных центров. 

Восстановление и коррекция речи у больных афазией

Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды. 

Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов. 

На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:

  • Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
  • Лепка из пластилина. 

Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.

Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:

  • Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
  • Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
  • Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
  • Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
  • Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
  • Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.

В дальнейшем работа направлена на устранение вторичных дефектов восприятия и осознания речи. Увеличение активного словаря, восстановление грамматики, чтения и письма. 

Клинический институт мозга статьей в социальных сетях

Другие статьи по теме:

  • Афазия
  • Афферентная и эфферентная моторная афазия
  • Амнестическая афазия
  • Моторная афазия
  • Сенсорная афазия

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/r/rechevaya-afaziya.html

2.3.6. Семантическая афазия

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

2.3.6. Семантическая афазия

При описании психологической структуры понимания речи указывалось на наличие трех уровней ее организации и на ряд звеньев этих уровней, каждое из которых обеспечивает определенную операцию, необходимую для реализации целостного акта понимания.

При сенсорной афазии нарушается звено, обеспечивающее звукоразличение, т. е. анализ и синтез звуков, из-за дефектов фонематического слуха.

И этот дефект красной нитью проходит через всю речь, нарушая все ее виды и формы, и прежде всего понимание речи.

При акустико-мнестической афазии оказывается нарушенным другое звено — опе-ративная слухоречевая память и акустическое восприятие со стороны снижения ее объема.

Известно, что первичное понимание слова (речи) связано с его звучанием и произнесением. Однако дальнейшее уточнение его значения и смысла, его связей происходит на уровне связного предложения, на основе осознания его места в предложении, на основе его интра- и интервербальных связей.

Слова русского (и любого другого фонетического) языка объединены грамматическими и синтаксическими правилами в определенные конструкции, в которых одно и то же слово приобретает разное значение и даже смысл в зависимости от этих конструкций.

Именно понимание конструкции предложения, а следовательно, и непосредственное узнавание значения слова может быть нарушено.

В основе этих речевых расстройств лежат не речевые дефекты, а нарушение процесса восприятия. Поражения этих областей мозга приводят к такой форме патологии речи, при которой страдают наиболее сложные формы речи, связанные с распознаванием значений грамматических конструкций речи.

При семантической афазии, как правило, не обнаруживаются дефекты ни в артикуляторном, ни в акустическом звене психофизиологической основы речи.

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи в этом случае является нарушение симультанного пространственного восприятия, а центральным дефектом — нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

В клинической картине этой формы афазии обычно не обнаруживается грубого нарушения экспрессивной речи: эти больные могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, могут понимать просто построенную обращенную речь, у них нет нарушений письма и чтения. Однако и в чтении наблюдается нарушение понимания сложно построенных текстов.

Эти больные иногда с трудом ориентируются в пространстве. Они понимают речь, грамматически построенную просто. Всякое усложнение грамматики речи ведет к непониманию речи собеседника, к растерянности больного.

Семантическая афазия протекает в синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счета).

На фоне сохранного восприятия отдельных предметов у больных обнаруживается нарушение восприятия их тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Поэтому у них нарушаются восприятие географической карты, узнавание времени по часам, понимание разрядности числа (1.021,2.101), счетные операции и т. п., т. е.

оказываются нарушенными все психические процессы, в структуру которых входит фактор пространственного восприятия. В этом синдроме идут и своеобразные нарушения речи.

В основе нарушения понимания речи при семантической афазии лежат дефекты симультанного восприятия целого сложного предложения, а смысл всего предложения может быть понят лишь на основе одновременного (симультанного) восприятия логико-грамматической конструкции. Нарушение симультанного схватывания конструкции целиком и ведет к дефектам понимания речи. Именно поэтому больные с семантической афазией без труда понимают отдельные слова и простые короткие предложения и не понимают длинных и сложно построенных предложений.

Нарушение пространственного фактора ведет к нарушению тех сторон речи, которые интимно связаны с восприятием пространственных отношений. Именно в этой связи наиболее грубо при семантической афазии нарушается понимание конструкций с предлогами {под и над, от и к, за, из-за, в, на и т. д.

), поскольку эти предлоги отражают на речевом обобщенном уровне реальные пространственные отношения. Нарушается понимание сравнительных конструкций (муха меньше слона), оборотов со словами «перед», «поеле», «без» (перед весной, после работы и т. п.

), конструкций творительного падежа (покажите карту указкой), конструкций атрибутивного родительного падежа (шапка отца, дом хозяина).

При оценке подобных конструкций больные понимают либо отдельные слова, либо схватывают лишь общую ситуацию — о ком (о чем) говорится, но что говорится, взаимодействия и взаимоотношения указанных в предложениях объектов (субъектов, явлений) остаются недоступными пониманию для больных с семантической афазией.

В психологической картине обнаруживается глубокое нарушение речи уже на уровне слова: оно выпадает из системы грамматических понятий, остается сохранной лишь его предметная отнесенность. Больные не могут опознать и понять грамматические категории слова (род, число, падеж, часть речи), поставить к слову (в предложении) нужный вопрос.

С этим связаны дефекты понимания конструкций, значения которых связаны с изменением флексий (инструкцию: «Покажите карандаш и ручку» больные выполняют правильно, а «Покажите карандашом ручку» и «Покажите карандаш ручкой» — не понимают и не могут выполнить).

Обобщение слов и их понимание у этих больных совершается на основе непосредственного переживания сущности слова, его вещественной отнесенности, а не на основе грамматической формы.

Так, слова «плач», «бег» они относят к глаголам, а слова «хорошеть», «краснеть» — к прилагательным (больные не могут отвлечься от вещественной стороны слова и сделать предметом осознания грамматическую форму, содержащую определенное значение, отсюда и возникают дефекты точного понимания речи).

Таким образом, нарушение понимания речи у больных с поражением теменно-затылочных отделов интимно связано с дефектами пространственного гнозиса. Проявляется семантическая афазия не только в дефектах непосредственного понимания значения и смысла сложно построенной речи, но и в нарушении осознанного грамматического анализа слов и предложений.

 2.3.5. Акустико-мнестическая афазия (продолжение) – Предыдущая | Следующая  –  2.3.7. Амнестическая афазия

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/semanticheskaya-afaziya-problem/

Семантическая афазия: актуальные причины, симптомы, лечение

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

Семантическая афазия – это общее речевое нарушение, причиной которого является повреждение на участке стыка височной, теменной и затылочной части левого полушария головного мозга. Основной симптом – отсутствие понимания семантики (смыслового значения слов), длинных предложений, нарушение ориентации в пространстве и целенаправленных движений, расстройство счета.

Характеристика патологии

Семантическая афазия входит в синдром поражения стыковой зоны левого полушария, именуемый ТПО – темпоро-парието-окципитальный синдром. Расстройство обусловлено локализацией в этой области мозга клеток, обеспечивающих сбор информации и ее трансформацию в некое представление или модель. Ухудшение образного мышления и пространственных действий – причина появления речевого расстройства.

Патология возникает при поражении 3 структур головного мозга – затылочной, теменной и височной доли, и характеризуется снижением уровня восприятия и понимания речи других людей, формированием аграмматических словарных связей.

Афазия сопровождается ухудшением мелкой моторики пальцев, координации движений и ориентации. При таком диагнозе пациент воспринимает исключительно простые предложения или словосочетания.

Нарушение логического мышления приводит к построению лексически или грамматически неправильных предложений.

Человеку удается выполнять простые действия, но при усложнении задания, он отказывается его делать.

Недоступными для восприятия становятся предложения, содержащие причастные (или деепричастные) обороты, опирающиеся на причинно-следственные связи или содержащие пространственные описания. Пациенты не в состоянии понять смысл «крылатых выражений», пословиц и поговорок.

Лечение семантической патологии возможно. Но его результат зависит от причин, спровоцировавших афазию. Иногда можно только снизить симптоматику.

Причины и группы риска

Основной механизм развития расстройства заключается в нарушении мозгового кровообращения вследствие поражения кровеносных сосудов. Обычно афазия появляется, как осложнение после перенесенного ишемического или геморрагического инсульта. Также причиной появления нарушения могут стать такие патологии головного мозга:

  • новообразования;
  • хирургические операции;
  • воспаления.

Спровоцировать семантическое расстройство может болезнь Пика или Альцгеймера, при которых нарушается работа ЦНС (центральной нервной системы).

В группе риска находятся пациенты:

  • после 50-55 лет;
  • страдающие от повышенного АД (артериального давления);
  • имеющие в анамнезе атеросклероз или ЧМТ (черепно-мозговые травмы);
  • с нарушением работы сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем;
  • с неврологическими недугами.

Точную причину расстройства устанавливают после проведения диагностики и анализа симптоматики протекания патологии.

Клиническая картина

Основа семантической афазии – импрессивный аграмматизм: неспособность воспринимать сложные грамматические обороты речи и расстройство семантики: осмысления услышанного или перечитанного. Речевые нарушения развиваются на фоне симптомов неврологии:

  • агнозии – неспособности осмыслить сюжетный рисунок или составить рассказ по серии картинок;
  • апраксии – ухудшение координации движений;
  • акалькулии – снижение способности к вычислительным действиям, неспособность чтения сложных чисел или математических знаков.

Средняя и легкая степень семантической афазии выражается исключительно в речевых расстройствах. При тяжелых поражениях мозга наблюдается нарушение зрительного восприятия и ориентации в пространстве (предметный гнозис) и сочетание двигательных и зрительных расстройств (апрактоагнозия), а также отсутствие восприятия падежных конструкций.

Причиной семантической патологии является поражение затылочной и теменной части мозга, отвечающих за речевые навыки. Поэтому происходит утрата речевых функций без снижения слуха, памяти и артикуляции.

Для семантической афазии характерны такие признаки:

  • подмена общеизвестных слов длинными формулировками: вместо слова «нож» человек говорит – «то, чем хлеб режут»;
  • отсутствие восприятия связи между словами (лексической и грамматической);
  • выполнение исключительно простых команд – «сядь на стул», «отнеси чашку на кухню»;
  • трудности с логическим мышлением;
  • неумение находить «скрытый» смысл;
  • упрощение устной речи – отсутствие наречий, прилагательных, деепричастных оборотов;
  • непонимание сложных грамматических конструкций;
  • сложности с выполнением простых арифметических действий;
  • некоординированная двигательная активность.

На начальной стадии могут фиксироваться отдельные симптомы. При прогрессировании патологии дегенеративная симптоматика нарастает, состояние пациента ухудшается.

Классификация

Клиницисты выделяют несколько видов афазии в зависимости от соматических, психологических и артикуляционных симптомов. Наиболее популярна среди практикующих неврологов и логопедов классификация Лурия. Она базируется на клинической картине патологии и локализации поражений головного мозга. По этим признакам выделяют такие разновидности расстройства:

  • акустико-мнестическая;
  • динамическая;
  • амнестико-семантическая;
  • акустико-гностическая;
  • афферентная моторная;
  • эфферентная моторная.

При больших участках поражения клеток мозга диагностируют смешанную форму патологии. Обычно симптоматика включает моторную и акустическую афазию, формирующуюся при нарушении кровотока в затылочном отделе. При этом наблюдается системная симптоматика, что затрудняет выявление и лечение заболевания.

Особенности диагностики

Симптомы семантической афазии перекликаются с признаками других неврологических заболеваний. Поэтому дифференцировать патологию бывает сложно. Для уточнения диагноза проводят клинические и аппаратные обследования:

  • КТ (компьютерная томография) или МРТ (магнитно-резонансная томография);
  • УЗИ сосудов шейного отдела позвоночника и головы;
  • МР-ангиография – изучение состояния сосудов с помощью магнитно-резонансного томографа;
  • анализ спинномозговой жидкости;
  • дуплексное исследование сосудов головы.

Обязательна консультация клинического психолога и дефектолога. Они оценивают уровень развития устной и письменной речи, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики. Это позволяет дифференцировать семантическую афазию от других заболеваний.

Самостоятельно диагностировать патологию невозможно. Для этого требуется мнение нескольких узких специалистов, изучение имеющихся в анамнезе хронических или перенесенных тяжелых болезней и прохождение комплексного обследования.

Лечение и реабилитация

Терапия семантического расстройства – задача логопеда. При наличии системных заболеваний медикаментозный курс назначают другие специалисты. Коррекция речевого нарушения занимает длительное время. Внезапное восстановление речевых навыков – исключение из правил.

Для восстановления устной и письменной речи применяют комплекс методик:

  • Логопедическая коррекция – позволяет восстановить навыки артикуляции и восприятия чужой речи (устной или письменной).
  • Прием медикаментов. При семантической афазии назначают препараты, нормализующие кровоток и восстанавливающие нейронные связи с речевыми центрами. Это могут быть Мексидол, Винпоцетин, Пирацетам.
  • Физиотерапевтические процедуры – электростимуляция пораженных участков мозга. Электрические импульсы помогают вернуть функциональность поврежденных клеток.

Центральное место в коррекционной терапии занимает работа дефектолога. Логопедические методики направлены на восстановление утраченных речевых навыков.

Используются методы дифференцированной работы с картинками. Пациенты учатся сопоставлять слова с изображениями и реальными предметами. Аналогично проводится работа по дифференциации математических символов и цифр. Особое внимание уделяется выполнению математических задач.

Завершающий этап коррекции – восстановление пространственного восприятия и двигательных навыков. Прием медикаментов, назначенных неврологом, ускоряет выздоровление и закрепляет достигнутые результаты.

Прогноз при семантической афазии может быть разным. Результат терапии зависит от ряда факторов. Положительный прогноз возможен у взрослых пациентов до 35 лет. У маленьких детей (до 5 лет) и возрастных больных (после 50-55 лет) в большинстве случаев речевое расстройство сохраняется. Рецидив патологии и невосприимчивость к коррекции встречается у трети пациентов.

Важно как можно раньше выявить семантическую афазию и начать лечение. Положительных результатов можно добиться, применяя комплексную терапию, сочетающую логопедическую коррекцию, физиопроцедуры и курс медикаментов.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/semanticheskaya-afaziya/

Семантическая афазия – опасность заболевания, прогнозы

Семантическая афазия – патология, проявляющаяся в нарушении функции речи

При повреждении левого полушария головного мозга у человека может развиться системное расстройство речевой функции. Оно носит название семантическая афазия.

Это патология характеризуется нарушением понимание сложных грамматических конструкций, возникающими элементами апраксии. Часто у человека теряется ориентация в пространстве. Заболевания относятся к редким, но приносит большие неудобства пациенту.

Причины появления патологии

Семантическая афазия возникает из-за поражения коры головного мозга. Чаще всего это связано с нарушением мозгового кровообращения и ишемическим инсультом. Но не всегда внутренние проблемы становятся причиной развития патологии. Болезнь может быть спровоцирована следующими факторами:

  • Перенесенными операциями.
  • Черепно-мозговыми травмами.
  • Опухолевыми процессами, которые происходят в головном мозге.
  • Воспалительными процессами такими как менингит, энцефалит.
  • Развитием болезни Пика или Альцгеймера.

В зависимости от нарушения функций различается несколько типов афазии:

  1. Словесная афазия — она проявляется в неспособности образовать слова.
  2. Семантическая афазия — характеризуется неспособностью понять слова.
  3. Номинальная форма — человек не может назвать знакомые предметы.
  4. Синтаксическая форма — больной не способен верно построить предложение.

Существует определенные категории граждан, которые относятся к группам риска заболевания:

  • страдающие гипертонической болезнью;
  • перенесшие черепно-мозговые травмы;
  • страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • при наличии заболевания центральной нервной системы;
  • пожилые люди после 50 лет.

Также причиной возникновения афазии может быть церебральный атеросклероз.

Симптомы

Такой диагноз, как семантическая афазия проявляется не только нарушением речи. У пациента может быть проблема не только с устной, но и письменной речью. Он упрощает речевые конструкции, употребляет общие фразы, но при этом у него совсем не страдает слух.

К основным видам симптомов относятся:

  • Проблема с логическим построением мысли.
  • Применение в большом количестве служебных частей речи при разговоре.
  • Человек теряет ориентацию в пространстве.
  • Больной не может выполнять математические упражнения.
  • Теряется способность понять косвенное значение слова. Все фразы воспринимаются лишь в прямом смысле.
  • Больной не может выполнить сложные просьбы, например, если перед ним будет стоять два разных стола, синий и красный, и ему предложат поставить красную чашку на синий стол, он не сможет это сделать.
  • Часто при названии предмета больной используют описательные конструкции.
  • Человек не понимает смысла между словами и построением предложения. Но при этом у больного не наблюдается изменения в манере речи.

Основные симптомы семантического нарушения связаны с невозможностью понять логику построения предложения, а также употребления нужных слов именно в определенный момент.

Классификация патологии

Многие специалисты не разделяют заболевания по классификациям. Но есть врачи, которые выделяют афазию на лёгкую, тяжёлую и среднетяжелую:

  • Легкая — это фаза, при которой нарушается определение причинно-следственных связей. Человек не может подобрать синонимы, у него возникают трудности с интерпретацией сложных речевых оборотов. Кроме того, он не может решить логические задачи.
  • Среднетяжелая степень — это патология, при которой у человека нарушается понимание логики грамматических конструкций. Больной не может решить математические задачи и выполнять операции со счётом.
  • При тяжелой форме возникает нарушение зрительной функции. А также у больного наблюдаются проблемы с восприятием пространства.

От того, на какой стадии начато лечение, будет зависеть его эффективность.

Диагностика патологии

Диагностировать патологию бывает сложно, так как симптомы часто схожи с клинической картиной других заболеваний. В комплексе для этого используются следующие виды исследований:

  • У больного берется общий и клинический анализ крови.
  • Проводится компьютерная томография.
  • Назначается МРТ.
  • Пункция жидкости спинного мозга.
  • Проводится доплер сосудов головного мозга.
  • Исследования со стороны логопедии.
  • Проведение консультации с психологом.
  • Выполнение тестовых заданий для того, чтобы определить уровень развития письменной и устной речи у больного.

Выяснить, на какой стадии находятся речевые нарушения можно только при выполнении специальных задач. В связи с этим диагностика часто направлена именно на инструментальные исследования.

Наибольшую ценность для постановки диагноза имеют:

  1. Консультация логопеда — он диагностируют затруднение восприятия высказывания, нарушения воспроизведение слов, исследует слухоречевую памяти, артикуляцию.
  2. Консультация невролога. Она включает в себя сбор анамнеза, определение появления первых признаков заболевания. Обследование неврологом даст возможность определить возможности восстановления рефлексов.

В связи с тем, что патология очень сложная к диагностированию, самостоятельная постановка диагноза и назначение лечения исключено.

Лечение заболевания

Современная медицина использует несколько методов терапии и профилактики лечения семантической афазии. К таким методам относятся:

  • Логопедический способ — это основа терапии, которая заключается в восстановлении устной речи, а также письма и чтения. Пациенту регулярно назначают индивидуальные занятия с логопедом, которые основываются на традиционном подходе закрепления навыков лингвистики в речи пациента. Этот метод дает хорошие результаты, если одновременно с логопедическим лечением будут использоваться методика восстановления работы пораженного участка головного мозга.
  • Хирургическое вмешательство — операция может быть назначена для возобновления функционирования речевых зон. Ее целью является улучшение кровотока в пораженном участке мозга. Это признано улучшить работу нервных тканей.
  • Физиотерапевтические процедуры — применяют в комплексе с традиционным лечением.

Для эффективности лечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • Регулярное снабжение кровью пораженных участков головного мозга.
  • Достаточное обеспечение головного мозга кислородом.
  • Ежедневная деятельность, которая будет затрагивать участки мозга, находящиеся с погибшей зоны.
  • Важно, чтобы в процессе лечения у человека были сведены к минимуму стрессовые ситуации.

Методы терапии должны быть начаты как можно раньше, при появлении первых симптомов. Лечение должна проводиться ежедневно и быть направлено на корректировку не только устной, но и письменной речи.

В отдельных случаях афазия, которая наступила после инсульта, может устраниться самостоятельно. Но это бывает крайне редко, поэтому при появлении первых симптомов, необходимо обратиться к врачу.

Медикаментозное лечение назначается только врачом-неврологом в отделении стационара. Она включает в себя прием препаратов, которые улучшают обеспечения мозга кислородом и полезными веществами.

В первые три недели их назначают в виде инъекций, затем переходят на прием таблеток.

Профилактика в домашних условиях

После выписки пациента из стационара, необходимо продолжать терапию в домашних условиях. Она заключается в следующем:

  • Прием медикаментов.
  • Проведение упражнений для речевого аппарата, которые назначаются врачом.
  • Проговаривание скороговорок.
  • Занятия с психологом.

Для родственников очень важно правильно построить общение с больным. Необходимо обращаться с ним вежливо, не акцентирую внимание на его проблемы с речью. Говорить необходимо чётко.

Нельзя перегружать пациента просмотром телевизора. Это связано с тем, что отдельные части мозга, которые ещё не до конца восстановились, могут повредиться из-за перегрузки.

Все фильмы и передачи должны быть только позитивного характера.

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, сенсоматорная, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. В любом случае незамедлительно пройдите обследование.

Чаще всего семантическая афазия имеет благоприятный прогноз. Проблемы могут возникнуть только при возникновении заболевания у детей в возрасте младше 5 лет, а также у пожилых людей. В таком случае могут быть основания полагать, что отклонений в речевом развитии полностью не излечить.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/semanticheskaya-afaziya.html

Врач-Невролог
Добавить комментарий